Сибирские огни, 1968, №1
Насколько я знаю, Станиславский до поры до времени считал участие детей в работе театра непедагогичным. Но если, уж случилось, что я попал гуда, за меня на до было отвечать. После восьмого мольеровокого спектакля он писал Гзовской, которая лечилась за границей. «...Что сказать? Успех, и очень большой. В театре настроение какого-то обнов ления. Публика очень смеется. Даж е аплодирует. (Вчера даж е Коля Ларионов ушеЛ с аплодисментами. Благодаря Вам очень хорошо играет и имеет большой успех. Н а чинает'это сознавать, а потому ничего не пишите ему о вчерашних аплодисментах).» Через несколько дней — 18 |преля — он сообщает Ольге Владимировне уже из Петербурга: «Мнимый больной» начался с овации при поднятии занавеса. Не поймешь, к ко му она относилась: к Бенуа, или ко мне. Смеялись очень. По уходе Коли Ларионо ва — гром аплодисментов. Мальчишка горд, и я ему уже давал объяснение, что апло дируют не ему, а Вам, так как Вы, действительно, здорово его выучили. Крепко. Роль его растет, и он отлично понимает, что делает. (Спасибо Вам).» Я никогда и не предполагал о существовании таких писем и обнаружил их, пе речитывая сочинения Константина Сергеевича. Теперь считаю, что это — награда мне за то, что я искал свою Синюю птицу... Мне не раз приходилось наблюдать, как Станиславский проводит в жизнь свои принципы театральной этики. ' Уже много лет хранится у меня маленькая книжечка, которая так и называет ся: «Этика». И вот что там сказано: «Всякий, кто портит нам земной рай — жизнь в театре, должен быть либо уда лен, либо обезврежен. А мы сами должны заботиться о том, чтобы сносить в театр оо всех сторон только хорошие, бодрящие, радостные чувства. Здесь все должно улы баться, так как здесь занимаются любимым делом...» Ох, как редко наше нынешнее театроведение вспоминает об этих словах! Они, пожалуй, и жестоки, но справедливы, их следовало бы запечатлеть в бронзе, как за вещание на века. Наступил срок, и я понял, что этика не есть какое-то особое учение, пригодное для посвященных, а норма человеческой жизни — красивой и умной, той жизни, о ко торой мечталось Чехову. В Петербурге мы играли на сцене Михайловского театра. Она пугала своей протяженностью, мрачностью, колоссальными порталами. З а то зрительный зал походил на внутренние покои дворца, сверкая огнями бесчислен ных люстр. И все здесь было холодным, чопорным, как и сама публика, наполнявшая бар хатный партер и раззолоченные ложи бенуара. Такой публики я не видел в нашем тихом Камергерском переулке. Но прошло всего два дня, и молодое жаркое искусство «художественников» согрело даже самые пресыщенные души, и на спектаклях блиста тельная ау/шторня стала нас принимать так же бурно, как и москвичи. Все исполнители, все рабочие сцены были воодушевлены и взволнованы таким приемом, а Мария Петровна Лилина преподнесла мне после премьеры Мольера бес ценный подарок — игрушечный автомобиль на дутых шинах. В то место, где находит ся багажник, были вмонтированы настоящие круглые часы... На одном из спектаклей, по окончании второго акта. Константин Сергеевич не ожиданно повел меня в свою гримировальную комнату, которая, как и другие, на ходилась в полуподвале, где всегда пахло плесенью и мышами. К моему удивлению, Станиславский стал расспрашивать меня об отце — где он, имею ли я от него письма, как мне вообще живется и учится и намерен ли я в буду щем посвятить себя театру: Что мог я ответить тогда на это?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2