Сибирские огни, 1968, №1
холодно, зрители сидели в тулупах и пальто. На стене висели плакаты: «Фронтовым грузам — зеленую улицу». Я слушал Гзовскую... Голос ее звенел все так же, по-молодому, был полон дав ней родниковой чистоты, и не верилось, что этой женшине уже за пятьдесят. ...Ольга Владимировна умерла весной 1962 года. Об этом было сообщено в га зете «Советская культура». И тогда мне снова представился мольеровский спектакль. Он был выдающимся не только по ансамблю: Станиславский, Книппер, Лилина, Леонидов,— но и в том небывалом прочтении гениального комедиографа, которое предложили Константин Сергеевич и Александр Бенуа. Помню, как все ахнули, увидев на сцене (Художественного!) театра знаменитую посудину, которой пользовался Арган после очередного клистира. За несколько дней до премьеры, на репетиции, мне неожиданно показали игру шечную лошадку на колесиках. — А что с ней делать? — спросил я. — Играть,— ответил Константин Сергеевич. — Разве девочки играют в лошадки? — А ты будешь играть, как мальчик. Вспомни, это не так уж давно было... Увидев, что разъяснение «не дошло», Станиславский тут же, на сцене, усадил меня в огромное аргановское кресло и терпеливо стал объяснять то, что ныне назы вается задачей, сверхзадачей и предлагаемыми обстоятельствами. — Луизон отлично понимает, зачем ее позвал отец,— говорил Константин Сергее вич,— ему надо узнать, что за мужчину видела девчонка в комнате своей сестры. Как быть? Сказать’ Страшно. Сестра и ее ухажер надавали ей сластей, чтоб молчала. Смолчать— не получится у папочки тяжелая ладонь. Значит, надо хитрить, извора чиваться, тянуть время. Вот тут-то лошадка и поможет. Это было так ново и интересно, что я спервой же пробы попал в точку и сам затрусил по сцене, как лошадка. Прекрасная интродукция к полному нюансов диало гу между Арганом и Луизон была найдена. Почти десять минут я был вместе соСтаниславским. Даж е не верится, что в качестве его партнера. Гомерический хохот возникал в зале, когда Арган, так и не выпытав у дочки ни слова, хватает ее поперек туловиша, задирает юбчонку и замахивается розгой. Не могу не привести кусочек из этой сцены второго акта. Л у и з о н (видя, что Арган берет пучок розог). Ай, папочка! А р г а н . Ага, лгунья, ты не пожелала рассказать мне о том, что видела мужчину в комнате твоей сестры? Л у и з о н (плача) Папочка! А р г а н (берет ее за руку). Я тебя отучу врать. Л у и з о н (бросается на колени). Ах, папочка, простите! Сестрина велела ничего мне не говорить, но я вам все расскажу. А р г а н . Сначала я тебя высеку за то, что ты солгала. А там посмотрим. Л у и з о н Простите, папочка! А р г а н . Нет-нет. Л у и з о н . Милый папочка, не секите меня! А р г а н . Непременно высеку. Л у и з о н . Ради бога, папочка, не секите!.. Девчонка начинает визжать, будто ее режут, и притворяется мертвой. Арган в ужасе. Он плачет, его дряблые мясистые щеки трепещут, как студень. И вдруг Луизон говорит как ни в чем не бывало: — Ну-ну, папочка не плайьте так: я еше не совсем умерла. И маленький Тартюф в юбке начинает сплетничать, словно старая баба. Вся сиена шла обычно под сплошной грохот. Старого и малого Станиславский буквально укладывал на лопатки своим необычайным комедийным даром, который прорвался в «Мнимом», как новое откровение великого художника Рядом с ним все забывалось — и условность театра, и ощущение, что ты актер. Жить и действовать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2