Сибирские огни, 1968, №1
сю у рампы, на сцене Липецкого театра, в 1919 году, когда кольцо белых войск -сжималось вокруг молодой республики Советов, а автор этих строк находился в 13-й Красной Армии. Мне исполнилось десять, когда между отцом и матерью произошел разрыв. Это частенько случалось тогда в неустроенной актерской среде. Причиной, конечно, была женщина, актрисочка на выходных ролях, о которой, впрочем, отец имел свое суждение. Вот так мы с матерью очутились в Москве... Стояло позднее лето, когда поезд привез нас из Брянска, где остался отец. Москва была утренняя и еще почесывалась после сна. Мы ехали мимо доми шек с пыльными вазонами на окнах. На уличных перекрестках хмуро зевали горо довые. Москва была мне внове, но вдруг стало бесконечно жаль, что путешествие окон чилось, что я уже никогда не увижу пожухлых полей, только-что убегавших от поезда, *'■ грустных березок, которые робко кланялись ему вслед. Мать сидела в пролетке и молчала. Мы ехали по горбатым булыжникам через узкое гирло Арбата. Борода-извозчик сообразил свою выгоду. Он вез, говоря по-современному, интуристов, которые и понятия не имели, куда ехать. Мать, нанимая его, сказала лишь: «В номера поде шевле...» Проехав Арбат, мы свернули влево, миновали Никитские ворота, показавшие ся мне странными, так как никаких ворот я не обнаружил, и вскоре пепельно-серый Пушкин открылся нам в оранжевой панораме Страстного монастыря. Номера «Луч» хорошо должен помнить московский старожил. Они находились ■на Тверской, ныне улица Горького, напротив особняка полицмейстера, в глубине мрачного двора, выхолившего на все четыре стороны. Коридор в номерах был без окон, * уныло одинаковые двери по обе его стороны напоминали тюремные коридоры. Через месяц или два по приезде. матери удалось устроиться в кордебалет част ной оперы Зимина на Большой Дмитровке, где потом обосновался филиал ГАБТа. Там я услышал тенора Пикока, который пел Звездочета в «Золотом петушке». Вся моя детская душа была потрясена великолепием сказочного зрелища. Особенное -впечатление произвела на меня львиная грива дирижера Вячеслава Сука, которая ■колыхалась над оркестровой ямой подобно пенной волне. Там же, в театре Зимина, я видел поистине чудо— десятилетнего дирижера италь янца Вилли Ферреро. Bor как это запомнилось. Продираясь сквозь лес пюпитров, на сцену вышел мальчик в черной бархатной курточке с широким белым воротником и в таких же бархатных штанишках до колен. У мальчика были черные вьющиеся локоны, и он показался мне поначалу девочкой. Оркестранты дружно застучали смычками по спинам скрипок, приветствуя тем самым необыкновенного гастролера. Вилли вежливо поклонился залу, затем оркестру, и совсем по-детски взгромоз дился на приготовленные для него подмостки из досок. И все-таки его не было видно всей публике Тогда служители еще нарастили помост. В публике зааплодировали. Мальчик резко повернулся к ней лицом и гневно топнул ножкой в лаковой туфельке. В тазетах toi да писали о нем: непостижимое явление. Да, я думаю, что Вилли Ферреро, которому вероятно уже за семьдесят, был именно явлением Впрочем, он и теперь остается Одним из крупнейших музыкантов мира. А тогда... 1 Перед ним не было ни пюпитра, ни партитуры, даже обычной палочки он не дер жал. Десятилетний дирижер управлял первоклассным оркестром своими изящными, как (бы слепленными из воска, ручками. Но они обладали колдовской властью, держа р повиновении неистовые скрипки и плачущие виолончели. Несколько лег назад Ферреро приезжал в Москву. О нем много и с похвалой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2