Сибирские огни, 1968, №1
Случалось, что я не был занят в спектакле. Тогда, сломя голову, мчался к инспек тору театра фон Фессингу за пропуском. Сидя в зале, с замиранием сердца ожидал картины, которая называется «В царстве Ночи». Туда правел Тильтиля и его спутников волшебный камень, подарен ный ему феей Бирилюной. ...Сцена в тяжелых черных сукнах. Где-то вверху, в бездонных мирах, мерцают звезды, изливая мертвенный овет. Царица Ночь восседает на высоком троне. Это — ху дощ авая старуха зловещего вида, чванливая и гордая как сатана. Еще бы! Ведь она повелевает бесчисленными «ужасами», ей подвластны «болезни» и «смерти». Д аж е паршивый Насморк, выскакивавший откуда-то из-под земли, заставлял всех зар ази тельно чихать. И все это, страшное, заперто в кладовых Ночи, врага Света. И все это должен постигнуть и испытать Человек — упрямое и странное существо из мира Жизни... Ночью была Елена Павловна Муратова. Словно магическая палочка превращала эту обаятельную женщину, походившую на школьную учительницу, в исчадье ада. Ночь отвечала на вопросы Тильтиля лениво-скрипучим голосом и улыбалась каменной улыбкой. Так и казалось, что эта ведьма прикажет своим «ужасам» схва тить отважного мальчика и заж арить его на сковороде.. В зрительном зале, наполненном московской детворой, благоговейная тишина, лишь изредка нарушаемая вздохами. Тильтиль и Ночь скрестили в поединке невиди мые шпаги: Ночь пугает, Тильтиль не сдается. Но вот заскулил добрый Пес. Заметался, ломая длинные пальцы. Сахар. Не уклюжий, страдающий одышкой, Хлеб робко уговаривает своего господина уйти по добру-поздорову. Но нет, Тильтиль не отступит: он д о л ж е н найти Синюю птицу! — А что зд есь ?— запальчиво бросает он Ночи, указывая на высоченные узкие двери. И царица Ночь невольно содрогается перед несокрушимым мужеством мальчика:! ведь за ¿тими дверями — смерть. — А га !— ликует Тильтиль.— Она здесь. Я открою эту дверь! Конечно, если уж сама Ночь так лебезит перед ним и противится его желанию, значит, Синяя п ти ц а— там... Замок со звоном летит с дверей. Слышатся глухие раскаты музыки, сопровож давшей появление «ужасов». Какие-то бесплотные существа без рук, без ног, медленно выходили из своей темницы. И кто-то в зале говорил среди полной тишины: «Они, наверно, голодные...» Смертельно бледный Тильтиль, широко открыв глаза, шаг за шагом отступает перед чудищами. Вот сейчас он остановится и его схватят. А лицемерный Кот так и вьется, так и юлит перед Ночью, готовясь предать хозяина, и мне хочется крикнуть: «Беги, Тильтиль!» Но гипнотическая музыка парализует это желание. Шествие ужасов продолжалось не более минуты, а казалось, будто проходила вечность. Но вот распахнулись двери последнего тайника Ночи, и ликующая, пронизанная солнцем, мелодия пролилась на сцену, в глубине которой летали большие синие птицы, отсвечивавшие драгоценными камнями. Торжественно звучит хорал, воспевающий Жизнь и славу Жизни. Раздаются уверенные такты марша, которым начинался поход за птицей счастья. Вот она, в клетке, такая красивая!.. Известно, что храбрый Тильтиль не поймал настоящей Синей птицы, и в конце концов' все разошлись по своим местам. Пес залез под кровать, где всегда спал по ночам. Сахар вновь укрылся в синем треугольнике, и Хлеб, охая от усилий, опять втиснулся в квашню. Но значило ли это, что счастья вообще не существует? Или что оно недоступно? Нет, Ведь кончилась сказка, только и всего. А Синюю птицу мы искать будем! Мечта звала в новый путь бодрой мелодией марша: Пойдем за Синей птицей, пойдем за Синей птицей... Музыку к спектаклю написал Илья Александрович Сац.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2