Сибирские огни, 1968, №1

НИК. ЛАРИОНОВ * Синяя птица Московскому Художественному академическому театру имени А. М. Горького Синяя птица, которую так самоотверженно искал маленький Тильтиль, могла, по его убеждению, пробуждать добрые начала на земле. Будучи в его возрасте, я тоже верил в это, и мне казалось, что я не раз держал Синюю птицу в руках. Пусть это продолжалось недолго: ведь таких птиц все еще мало и синее нередко оказывалось серым. Но уж если такая птица попадалась на пути, то можно было р а­ доваться даж е ее перышку: ведь это — птица счастья... Все, о чем говорится в этой книге,— воспоминания. Не легко перенести с экрана памяти в современность события полувековой давности. Но судьба моя действительно сложилась несколько необычно, и я стоял близко к людям, которые оставили по себе добрую и неугасимую память — то самое перышко Синей птицы, о которой я говорил... 1 20 сентября 1908 года, после ста двадцати девяти репетиций, Московский Худо­ жественный театр показал свой новый спектакль «Синяя птица», поставленный К. С. Станиславским, Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным. Этот спектакль еще играют, значит, ему уже шестьдесят лет. З а это время сме­ нилось, вероятно, третье поколение актеров. А я помню, как Тильтиля играла Софья Васильевна Халютина, а его очаровательную сестренку Митиль — Алиса Георгиевна Коонен. Быть может, я живу старыми восторгами, но не могу назвать никого, кто, подоб­ но Коонен, начал в театре с девочки, страшившейся метерлинковских «ужасов», и по­ том достиг высот Федры, Адриенны Лекуврер и Эммы Бовари. Я изображал в «Синей птице» одну из «неродившихся душ» в картине «Лазоревое царство». Из этих «душ» вышли впоследствии Софья Владимировна Гиацинтова, Мария Алексеевна Дурасова, Ольга Владимировна Бакланова и другие мастера театра. У Метерлинка есть такой персонаж — Время. Эту роль играл Николай Афана­ сьевич Знаменский. Был он высокого роста, очень хорошо сложен и одет в длинную, до пят, зеленоватую ткань, которая делала его еще выше. Всем своим обликом Время подчеркивало, сколь оно сурово и беспощадно. Время отбирало «души» и отправляло их на Землю, к людям. «Души» боялись идти к людям, они их не знали, и умоляли своего повелителя оставить их в «Лазоревом царстве». Но время оставалось непреклонным. Ф рагм енты из книги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2