Сибирские огни, 1967, № 12

п р ед и сл о ви и к сбо р н и ку , чем сам и тексты , о со б ен н о песенны е, н ер ед к о н еп о л н ы е, п о ­ л у за б ы т ы е . М а т е р и а л сб о р н и к а р а зд е л е н н а д в а р а з ­ д е л а : « С тар ы й ф о л ьк л о р » и «С о ветски й ф о л ьк л о р » . П р я м о с к а ж е м , п осл едн и й р а з ­ д е л о к а за л с я м ал о у д ач н ы м . З д е с ь всего в о сем ь у ж е н е р а з п у б л и к о в а в ш и х с я с к а зо к , зап и с а н н ы х от С о-рокови-ко-ва-М агая, д в е ­ н а д ц а т ь л и р и ч ески х пе'сен п р еи м у щ е ств ен ­ но кн и ж н о го п р о и с х о ж д е н и я , ц и кл ч а с т у ­ ш ек , п о сл о ви ц ы и п о го во р ки . В числе песен и ч а с ту ш е к и м ею тся х у д о ж еств ен н ы е тек- ■сты, отл и чн о р а с к р ы в а ю щ и е п атр и о ти ч еско е м и р о о щ у щ ен и е со в е т с к и х л ю д ей , их д у х о в ­ н ы й м ир, н р а в с т в е н н ы е п р е д с т а в л е н и я . Н о в то ж е в р е м я зд е с ь н е со блю ден п о сл ед о ­ в а т е л ь н о п ри н ц и п о т б о р а тек ст о в . Р я д о м с х у д о ж е с т в е н н ы м и п р о и зв ед ен и я м и с о сед ­ с т в у ю т тексты , н есу щ и е н а себе п ечать с п еш н о го со ч и н и те л ьст в а, в р о д е ч асту ш ек о к у к у р у з е , так о го , н ап р и м е р , н а зи д а т е л ь н о го ти п а: « К у к у р у зн ы й си лос в в о л ю всем к о ­ р о в а м в ы д а в а й . И б о га т ы е н ад о и е ж е д н е в ­ н о п о вы ш ай » . И л и : « Б у д у т яй ц а, б у д ет с а ­ л о , б у д е т м асл о ч е р ез к р а й . Т о лько лиш ь ж и в о т н ы м в д о в о л ь к у к у р у зу вы д а в ай » . М н о ги е ч а сту ш к и п о п а л и в р а з д е л с о в е т ­ ск о го ф о л ьк л о р а со в ер ш ен н о сл учайн о. Э то ч а сту ш к и т р ад и ц и о н н ы е на интим ны е тем ы (в к л ю ч а я сю да и и звестн у ю си би рскую « П о д го р н у ю » ). Т а ж е п у та н и ц а и в р азд ел е с о в е т с к и х п о сл о в и ц и п о го во р о к . К онечно ж е , д а в н ы м -д а в н о бы л о и звестн о : «Н е о т ­ к л а д ы в а й н а з а в т р а , что м о ж н о с д е л а ть се­ го д н я » . З н а л и и н аш и п р е д к и : «Х очеш ь есть к а л а ч и , т а к н е си ди на п ечи », « Ч то летом р о д и тся — зи м о й п р и го д и тся» . И х не н ад о б ы л о у ч и ть: « П о сее ш ь в п о р у — со бер еш ь зер н а го р у » . З н а л и они и о то м , что если « Л е т о м п р о л е ж и ш ь , т а к зи м о й с сум ой п о ­ б еж и ш ь» , « К л а д и н а в о зу гу сто , т а к и в з а ­ к р о м е н е б у д е т п у сто » . М е ж д у прочим , т а к и х т р ад и ц и о н н ы х п о сл о в и ц , вклю чен н ы х в чи сло со в ет ск и х , о к а за л о с ь свы ш е п я т и ­ д ес я ти . М о гу т в о зр а зи т ь , что п о д о б н ы е п о сл о в и ­ ц ы , р ав н о к а к и м н оги е и з с тар ы х ч а с т у ­ ш ек , п р о д о л ж а ю т б ы т о в а т ь ® н а ш у со в е т ­ с к у ю эп о х у . Б ессп о р н о , это т а к . Р е ч ь и дет, -одн ако, не об это м . М ы с та л к и в а е м с я зд е с ь с явн о й .путаницей в о тб о р е м а т е р и а ­ л а . О дн о д е л о — ф о л ьк л о р , со зд ан н ы й в с о в е т с к о е в р е м я , д р у г о е — ф о л ьк л о р , б ы т у ю ­ щ и й в со в етск о е в р ем я. С о с т а в и т е л я м и не п р о в е д е н о эт о р азгр ан и ч ен и е. С п орен и в о ­ п р о с о то м , я в л я ю т с я л и н е к о то р ы е тексты , п р е д с т а в л е н н ы е к а к п о сл о ви ц ы , на сам о м д ел е п о сл о в и ц ам и (н ап р и м ер : «П о м н и это , что зи м а не л ето » , « Т р у д о д ен ь и к о р м и т, и п оит» и д р .). В сбо р н и ке, в у щ ер б его с о д е р ж а н и ю , д о п у щ е н а н е к о т о р а я н е с о р а зм е р н о с т ь его с о ста в н ы х ч астей . Б е з н у ж д ы в е л и к о п р е ­ д и сл о ви е. О но вм есте с п р и м е ч ан и ям и со ­ с т а в л я е т д о б р у ю тр еть всей книги. Н е •слиш ком ли м н ого д л я сб о р н и к а, см ы сл к о ­ то р о го н а д о ви д ет ь в п ер вую о чер едь в его х р есто м ати й н о м с о д е р ж а н и и ? К о е-ч то в п р е д и сл о в и и м о ж н о бы л о бы со к р а ти т ь, х о ­ т я оно в ц ел о м с о д е р ж а т е л ь н о и и н тер есн о . Н е бы ло н ад о б н о с ти в п о д р о б н ы х о п и сан и ­ я х б и о гр аф и й н ек о то р ы х ск ази тел ей . Т ем более, что почти о д н о в р ем ен н о с р ец ен зи ­ ру ем о й кн и гой вы ш ли в том ж е У л ан -У д э « Б а й к а л ь с к и е п р ед ан и я » . С о с тавл ен н ы й Л . Е . Э лиасо-вы м , с б о р н и к п р ед ан и й с о д е р ­ ж и т почти д о с л о в н ы е х а р а к т е р и с т и к и р я д а тех ж е зн а т о к о в н а р о д н о й п о эзи и , о к о т о ­ ры х го в о р и т ся и в кн и ге о ф о л ьк л о р е Т ун- ки н ской до л и н ы . В р а с с у ж д е н и я х а в т о р а п р е д и с л о в и я есть н еяс н ы е м еста, н е д о с к а за н н о с т и . О ни н е и зб е ж н о -п ор о ж д аю т р я д во п р о со в. А в то р к п р и м ер у с о о б щ а е т , что « о тл и ч и ­ тел ьн о й чер то й и сп о л н и тел ьск о го м а с т е р ­ ств а » М . М . С о ф ьи н о й « я в л я е т с я п р е к р а с ­ н о е зн ан и е тек сто в и м елоди й », что от нее зап и са н ы « н аи б о л ее п о л н ы е тексты » р я д а п есен . Н ев о л ь н о -возникает н ед о у м ен н ы й во п р о с: есл и это к а ч е с т в о в и с п о л н и те л ь ­ ск о м м а с тер ст в е в ы д в и га е т с я н а -первый п л а н , то не с л ед у е т ли из это го , что дел-а с ф о л ьк л о р н о й т р ад и ц и ей о б с т о я т в Т у н ки н - ской д о л и н е -не т а к у ж б л ест я щ е, что зд есь п р е о б л а д а ю т п о л у за б ы т ы е тексты ? К а к ж е в т ак о м сл у ч а е бы ть с п о сто я н н о п о д ч ер к и ­ ваем ы м у тв е р ж д е н и е м а в т о р а , что Т унки н - <жий к р а й я в л я е т с я б о гатей ш ей с о к р о в и щ ­ ницей ф о л ьк л о р а ? Д а л е е , к а к это п о н ять: « Н ам , ф о л ь к л о р и ­ стам , н е о б х о д и м о зн а т ь их р е п ер ту а р (п ев ­ ц ов и с к а зи т е л е й — Я. К.) и ак ти в н о в л и ­ я т ь на его т е м а т и к у и со д е р ж а н и е » ? Ч то -то от это го п р и зы ва о т д а е т б ы лы м у в л еч ен и ­ ем т а к н а зы в а е м ы м « ф ак то р о м в м е ш а т е л ь ­ ства в тво р ч еск и й п роц есс». К а к и звестн о , это в м еш а т е л ь с т в о п р и в о д и л о в кон ечн ом сч ете к ф а л ь с и ф и к а ц и и ф о л ьк л о р а . Я д а л е к , о д н ак о , от м ы сли, что Л . Е. Э л и асо в , о п ы т­ ны й си би р ски й ф о л ьк л о р и ст , р а зд е л я е т эго у беж д ен и е. Н а ш е в р ем я п р е д ъ я в л я е т у ж е н о вы е тр еб о в ан и я к и зд а н и я м ф о л ьк л о р н ы х с б о р ­ ников. В р я д ли ч и т а т е л я , а тем б о л ее — сп ец и ал и ста, сей ч ас м о ж е т у д о в л е т в о р и т ь сборн и к с в к л ю ч ен и ем в н его всех п р о и з­ веден ий , ко то р ы е зап и с а н ы в р а зн ы е го д ы , п у сть д а ж е в одн о й и той ж е м естн ости . В сегд а в а ж н о з-нать, к а к и е п р о и зв ед ен и я ф о л ьк л о р а зв у ч ал и в то т или иной п ери од, а к а к и е н ах о д и л и сь в п асси ве, б ы то в ал и по инерц и и . В а ж н о зн а т ь, к а к и е п р о и зв ед ен и я п о л ьзу ю тся общ и м п р и зн ан и ем , и звестн ы в м ассе, а к а к и е с о х р а н я ю тс я л и ш ь в п ам яти л и ц стар ш его п о ко л ен и я. В р я д л и м о ж н о сей ч ас о б о й ти сь без д ел о в о го р а зг о в о р а о со сто я н и и х у д о ж еств ен н о й с а м о д е я т е л ь н о ­ сти того м еста, в к о то р о м п р о и зв о д я т с я зап и си . Э та в а ж н е й ш а я ф о р м а б ы то в ан и я со вр ем ен н о й -народной п о эзи и в сбо р н и ке у л ан -у д эн с к и х ф о л ьк л о р и ст о в не р а з у п о ­ м и н а ется. Н о в сегд а м и м о х о д о м , не в п о л ­ ны й голос. В сбо р н и ке, н ако н ец , явн о н е д о ­ с т а е т н отн ы х зап и сей . Н а н ео б х о д и м о сть м у зы к ал ь н ы х свед ен и й в ф о л ьк л о р н ы х и з­ д а н и я х п о сто ян н о у к а зы в а е т с я н аш ей н а у ч ­ ной о б щ еств ен н о стью . К со ж ал ен и ю , это 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2