Сибирские огни, 1967, № 12

с т а в ее д и р ек то р о м . Р а з д в а и в а е т с я о б р а з ку п ц а Н и ж е го р о д ц е в а , к о то р ы й сн а ч а л а п р е д с т а е т п ер ед н ам и к а к эн ергичн ы й и пе­ р ед о в о й чело век, а потом б еспом ощ н о ж а ­ л у е т с я П ете на п р и тесн ен и я со сторон ы св о и х п р о ти вн и ко в И п о сл ед н ее зам еч ан и е. С ей ч ас м о ж н о п о д у м а т ь , что « П р о гу л к и в о к р у г Т о б о л ьска» С л о в ц о в а бы ли н ап и сан ы после экскурси й его в о б щ еств е о д н о го П ети Е р ш о в а . М е ж ­ д у тем , в о к р у г С л о в ц о в а о б р а з о в а л с я к р у ­ ж о к к р а е в е д о в , в п ер вую о ч е р ед ь — из м естн ы х у чи тел ей . «В с т а т ь я х учены х,— п и сал он,— м не п о м о гал и м о ло д ы е зн аю щ и е си б и р я к и , п р еж н и е м ои с о сл у ж и в ц ы по ч а ­ сти учебной». К н и га « Р о ж д е н н ы й в н ед р ах н еп о го ­ д ы » — это к а к бы зач и н , п е р в а я ч а сть той д и л о ги и о Е р ш о в е , ко то р у ю мы в п р ав е о ж и д а т ь о т а в т о р а . Т ак п усть ж е на пути к с о зд ан и ю ее б у д у т п р ео д о л ен ы н е д о с т а т ­ ки п ервой книги. Я. К о ш е л е в ФОЛЬКЛОР ТУНКИНСКОЙ ДОЛИНЫ Н а р о д н о й п о эзи и Т у н ки н ско й до л и н ы о п р ед ел ен н о п о везл о . Н а п р о тя ж ен и и почти четы р ех д е с я т к о в л ет ею п о сто ян н о * и н тер есу ю тся си би р ски е ф о л ьк л о р и сты . Н а ­ р о д н ы е п р о и зв е д е н и я в р а зн о е вр ем я з а п и ­ сы в а л и так и е и звестн ы е си б и р евед ы , как М . К. А за д о в с к и й , Г. С. В и н о гр ад о в, А. В. Г у р еви ч . С ко н ц а 30-х го д о в си сте м а­ ти ч ескую р а б о т у по о бору р азн ы х ж а н р о в ф о л ь к л о р а в к р а е вед у т н ау чн ы е с о т р у д ­ н и ки Б у р я т с к о г о н а у ч н о -и ссл ед о в ател ь ск о го и н сти ту та. Т ак о й п овы ш ен н ы й и н тер ес к Т у н ке вы зв ан , ко н ечн о, тем , что это к р ай в ы с о к о р азв и то й н ар о д н о й п о эти ч еско й к у л ь ­ ту р ы . Е щ е в сам о м н а ч а л е 20-х го д о в А за- д о во ки м зд е с ь б ы л о б н а р у ж е н « сказо чн ы й к л а д » , в ы я вл ен ы за м е ч а т е л ь н ы е ск ази тел и , д о б р а я с л а в а о к о то р ы х р а зо ш л а с ь д а л е к о за п р едел ы к р а я . А так и е ск ази тел и , к ак Е. И . С о р о к о в и к о в -М а га й и Д . С. А сл ам о в, п р и о б р ел и всесою зн ую и звестн о сть. П ер в ы е п у б л и к ац и и у стн ы х п р о и звед ен и й из Т у н ки н ско й д о л и н ы п о яви л и сь с р а в н и ­ те л ь н о п оздн о: во вто р о й п о л о ви н е 30-х го д о в. Э то бы ли р у сски е н ар о д н ы е ск а зк и . В клю чен н ы е в о б щ и е сбо р н и ки и в ы х о д и в ­ ш ие о тд ел ьн ы м и и зд а н и я м и , они д о л го е вр ем я и п р е д с т а в л я л и собой еди н ствен н ы й ф о л ьк л о р н ы й « п асп о р т» к р а я . С а м о собой р а зу м е е т с я , что сказо ч н о го эп о са, п усть д а ­ ж е б о гато го , ещ е м ал о д л я тог*, чтобы с у д и т ь об о бщ ей п о эти ч еокой к у л ь ту р е н а ­ сел ен и я . П о это м у вп олн е естествен ен тот и н тер ес, к ак о й в ы зы в а е т и зд а н н а я в У лан- У дэ кн и га « Ф о л ьк л о р Т у н к и н ск о й д о л и н ы » (1966 г .) 1. Е е с о ста в и тел и — Л . Е. Э л и а с о в , И . 3 . Я р н ев ски й и Л . А. С о л о в ь е в а . В к н и ­ ге вп ер вы е п р ед ст ав л ен ы п р о и зв е д е н и я р азн ы х ж а н р о в , зап и са н н ы е в п о с л е о к т я б р ь ­ ские го д ы ,— п р е д а н и я , ск а зк и , л и р и ч еск и е песни, ч а сту ш к и , п о сл о ви ц ы и п о го во р к и . И , что особенн о в а ж н о , не то л ь к о п р о и з­ вед ен и я тр ад и ц и о н н о го , но и со в р е м е н н о го ф о л ьк л о р а. В к ак о й ж е м ере со ста в и тел и с п р а в и л и с ь со своей за д а ч е й ? П р е ж д е всего — о п р и н ц и п ах о т б о р а т е к ­ стов д л я п у бл и кац и й . З а д а ч а эта не т а к п р о ста. В сего в сб о р н и к не вклю чи ш ь. З д е с ь н ад о п р и н ять во вн и м ан и е сам о н а ­ зн ач ен и е и зд а н и я . О но р ассч и тан о , в и д и ­ м о,— говорим п р ед п о л о ж и тел ь н о , п о то м у что со стави тел и об этом у м а л ч и в а ю т ,— н а ш и роки й к р у г ч и тател ей . С п ец и ал и ст ы в нем н е н ай д у т м ногих св ед ен и й , к а к и е с о ­ врем енной н ау ко й п р и зн ан ы о б я за т е л ь н ы м и . В от то л ьк о п р и м ечан и я н еск о л ьк о в ы п а д а ­ ю т и з общ его х а р а к т е р а сб о р н и к а. В них ч и т ател ь н ай дет, п ом им о п р и вы чн ы х с в е д е ­ ний (от кого и к о гд а п р о и зв е д е н а за п и с ь т е к с т а ), и и звестн ы е в к р а е песен н ы е в а ­ ри ан ты . М ногие из них п о -н а с т о я щ е м у и н ­ тересн ы , и они зн ач и тел ьн о д о п о л н я ю т о б ­ щ ую кар ти н у б ы то в ан и я ф о л ьк л о р а. С о с т а ­ ви тел и не о го в а р и в а ю т и того, к ак и м и они кр и тер и я м и р у к о в о д с т в о в а л и с ь п ри о т б о р е тек ст о в д л я п у бл и кац и и . И л и они х о тел и вы д ел и ть сам о е яр к о е из о гр о м н о й м ассы бы тую щ и х п р о и звед ен и й , х о тел и п р е д с т а ­ вить, так с к а за т ь , сбо р н и к о б р а зц о в . И л и они х отели к ак м о ж н о п ол н ее р а с к р ы т ь ф о л ькл о р н ую ж и зн ь к р а я и п о то м у , н а р я д у с вы соко х у д о ж еств ен н ы м и о б р а з ц а м и , вклю чили в книгу и тексты с явн ы м и д е ­ ф е к т а м и — п о ск о л ьк у ф о л ьк л о р н ы е п о тер и т а к ж е х а р а к т е р и зу ю т у сл о в и я б ы т о в а н и я устн ой поэзии. О б этом в с б о р н и к е н ет ни сл о ва. П о -ви д и м о м у , со стави тел и все ж е п р е ­ сл ед о в а л и п ер ву ю из н а зв а н н ы х ц ел ей . В сборн и ке есть н ем ал о п р о и звед ен и й , ко то р ы е со зд ан ы н еза у р яд н ы м и н ар о д н ы м и м астер ам и . В п ер ву ю о ч ер ед ь это п р о и зв е ­ д ен и я н ар о д н о й прозы и н ар о д н о й л и р и к и . Х орош и сво и м м естны м к о л о р и то м и п р и ­ чу д л и в о й н ар о д н о й ф а н т а зи е й , н асл о ен н о й на р еал ь н ы е ф акты , н ар о д н ы е п р е д а н и я . И м о твед ен о в сборн и ке зн ач и тел ь н о е м есто (45 п р ед ан и й ). В р а зд е л е « С т ар ы е н а р о д ­ ны е п есни» (о ко л о 450) ч и т а т е л ь н а й д е т н е ­ м ал о п р ево сх о д н ы х о б щ ер у сск и х п есен н ы х тексто в, во л н у ю щ и х и сей ч ас н аш его с о в р е ­ м ен н ика. И все ж е, к о гд а о зн а к о м и ш ь с я с с о д е р ж а н и е м сбо р н и ка, т е б я не п о к и д а е т к а к о е -т о ощ ущ ен и е н еп олн оты . К а к б у д т о в н ем н ед о ст ает сам о го ф о л ьк л о р н о го м а т е ­ р и а л а , к а к б у д то его м ал о д л я т а к о г о о б ­ ш и рн ого и ц в ету щ его к р а я , к а к Т у н к и н ск а я д о л и н а. К у д а вп еч атл и тел ьн ее сам о о п и с а ­ ние п евц ов и ск ази тел ей и их р е п е р т у а р а в 1 Фольклор Тункинской долины. Улан-Удэ, Бу­ рят, кн. изд., 1966, 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2