Сибирские огни, 1967, № 12

« р а зм ы в а е т с я » , и в т о ж е с а м о е в р е м я п р о ­ р и со в ы в ае тся . И в о зн и к а е т т а и н с т в о п р и р о д ы и т а и н ­ с т в о ч ел о в еч еск о й л ю б в и ,— н о т а к о й , к о т о ­ р а я Т и м о ш и ку ещ е н е п о н я тн а . И н ай д ен ы в ко н ц о в к е ед и н ст в ен н ы е с л о в а , к о то р ы е т о л ь к о и м о гу т п е р е д а т ь эти м гн о вен и я в ж и зн и Т и м о ш и к а: « К о л д у е т л у н а , р а с п л ы в а е т с я . Ш еп ч ет л и с т в а н а д го л о во й . А м о р е спит. М о р е в и д и т сны ...» И ч и т ател ь , н е за м е т н о д л я себ я, сам п о д ­ ч и н я е т с я это й сл о весн о й « в о р о ж б е» ... А чер ез д е в я т ь — д е с я т ь л е т п осле « С о л ­ н ечн ого д о ж д и к а » в л а с т н о в ер н у л а к себе п и с а т е л ь с к о е в о о б р а ж е н и е Н . О оинина пора « к р о в а в ы х д о ж д е й » — ж у т к о е вр ем я ф а ш и ­ стск о го н а ш е с т в и я . В его сб о р н и ке « К р у ­ т ы е сту п ен и » (1967) о п у б л и к о в а н а п о весть « Ж у р а в л и н ы й яр » . Ч и т а я ее, сн о ва я в сп о ­ м и н а л те к о р и ч н ев ы е т е т р а д и 1949 го д а: э т о о п я т ь п о в есть о д е т я х , о п ал ен н ы х во й ­ ной. О д ер е в е н с к и х р е б я т а х , п о м о гаю щ и х с к р ы в а т ь с я б е ж е н ц а м , к о то р ы х ги тлер о вц ы р а зы с к и в а ю т . О со б ен н о за п о м н я т с я т а к и е о б р азы , как п а с т у ш о н о к М а т в е й к а , к ак стр ан н ы й , счи ­ т а в ш и й с я «н е со всем в себе» К л и м у ш ка, у м ею щ и й п о д р а ж а т ь пенью ж а в о р о н к а , не­ с ч а с т н а я А ся. Б е з гр о м к и х сл о в Н . О си н и н п р о с л е ж и в а ­ е т п у ть д ет ск о й д у ш и к п о дви гу , го то вн о сти к с а м о п о ж е р т в о в а н и ю . О со б е н н о с ть этой п овести , п о -м о ем у , в то м , что о с т р а ш н ы х со б ы т и я х а в т о р с у ­ м ел р а с с к а з а т ь в н ео бы ч н о й , но у б е ж д а ю ­ щ ей -ч и тате л я л и р и ч еск о й и н то н ац и и . Э т у ли н ию о ч ен ь яв с тв е н н о п р о ч ер ч и в ает К л и м у ш к а. Э т о м у ж е с л у ж а т о п и сан и я п р и ­ р о ды , в х о д я щ е й в а ж н ы м ко м п о н ен то м в п о в еств о в ан и е. Ч а р у ю щ а я п р и р о д а ср ед н ей р у сско й полосы к о н т р а с т и р у е т с п р и н есен ­ н ы м о к к у п а н т а м и зл о м . П о м ето д у « к о н т р а ­ п у н к та» с д е л а н и п ер е х о д к к о н ц о в к е, где, н еп о ср ед с тв ен н о п осле р ас к а л е н н ы х с о б ы ­ ти й ,— сх в а т о к , п р есл ед о в ан и й , см ер тей , с п асен и й ,— в о зн и к а е т сп о к о й н ая , н ар о ч и то л и ш е н н а я внеш ней д и н ам и ч н о сти п е й з а ж ­ н а я за р и с о в к а , то л ьк о в сам ы х за к л ю ч и ­ тел ьн ы х с т р о к а х а с с о ц и а т и в н о в о з в р а щ а ю ­ щ а я М а тв ей к у к том у гл а в н о м у , ак ти вн ы м у ч астн и к о м чего ем у д о в е л о с ь стат ь: « К о р ш у н м ед л ен н о плы л н ад сам о й го л о ­ вой. М а т в е й к а за м а х н у л с я на него, но х и щ ­ ник л и ш ь гл я н у л тв ер д ы м гл азо м на п у сту ю руку... — У -у, ф аш и ст! — п о гр о зи л М а т в е й к а и п о б е ж а л т у д а , гд е л е ж а л о о р у ж и е» . « Ж у р а в л и н ы й яр » — п р о и зв ед ен и е св о е ­ о б р азн о е, с бью щ и м ся ж и вы м н ер во м и п о ­ э то м у в о л н у ю щ ее ч и т а т е л я . Н е м огу, о д н а к о , не п о ж а л е т ь , что в этой повести , к ак и в н ек о то р ы х д р у ги х п р о и з­ вед е н и я х , Н . О синин и зр ед к а сб и в а е тс я на о б л егч ен н ы е вн еш н и е х а р а к те р и с ти к и в р а ­ го в с п о м ощ ью так и х п л а к а т н ы х о п р е д е л е ­ ний, к а к : «эсесо вец с м ал ен ьк и м и кр ы си ­ ны м и гл а зк а м и » , « к р ас н о р о ж и й в ер зи л а» , « п у ч егл азы й п о л и ц ай » , « эсес о в ец с м о р ­ щ и н и сто й , к а к у ч ер еп ах и , ф и зи о н о м и ей» и т. д. В се это к а к -т о п р о ти в о р еч и т то м у , что а в т о р с о зд а е т и н о гд а с л о ж н ы е, и н тер есн ы е о б р а зы в р аго в . Н е т н и к ак о го со м н ен и я в то м , что п и сател ь, то н к о вл ад ею щ и й с л о ­ вом , вп о л н е м о ж е т и зб е ж а т ь п о д о б н ы х у п ­ рощ ен и й и ш т а м п о в в п о р т р е т а х о т р и ц а ­ тел ьн ы х героев! Ч и т а т е л ь п р о д о л ж а е т ж д а т ь его н овы х п р о и звед ен и й . С л е д у е т о тм ети ть, что в п о сл ед н и е годы , не и зм ен яя сво и м л ю б и м ы м ге р о ям — д е ­ тям и не с о б и р а я с ь н ав с е гд а р а с п р о щ а т ь с я со свои м л ю б и м ы м ч и т ател ем — с в е р с т н и ­ ком эти х ге р о е в ,— Н . О си н и н о щ у т и л в себе п о тр еб н о с ть а д р е с о в а т ь с я и к н ам , в зр о с ­ лы м . О н н ап и сал и дей н о о стр у ю т р агед и й н у ю п ьесу и у ж е н еско л ько л е т у п о р н о р а ­ б о та е т н а д сво и м п ер вы м р о м ан о м . И сн о­ в а, к а к в пьесе, т а к и в р о м ан е, он в н и м а ­ тел ьн о в сл у ш и в а е тс я в «эх о войны ». В сбо р н и ке « П и сате л и о себе» Н и к о л а й П етр о в и ч п р и зн ал ся , что п р о д о л ж а е т м еч­ т а т ь о своей « гл ав н о й книге». М ы не с о м н ев аем ся , что он н ап и ш ет ещ е м н ого и н тересн ого. И ж е л аем ем у с ч а стл и в о го пути к этим н о вы м зн ач и тел ьн ы м в е х а м в его тв о р ч е­ стве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2