Сибирские огни, 1967, № 12
тересный материал для экранизации, и просто жаль, что это до сих пор не сделано! Словесно-изобразительное мастерство Н. Осинина, как сказано выше, проявилось уже в этой повести. Хочется привести еще один пример. Многие писатели, рассказывая о годах войны, запечатлели. на своих страницах тот жуткий момент, когда перед бомбежкой противник сбрасывает осветительные бомбы на парашютах. Один из свежих примеров можно найти у Анатолия Кузнецова в его потрясающем «Бабьем яре»: «Они висели в небе, с них словно стекал сизый дымок, и в их призрачном свете лежал весь город — башни, трубы, крыши, купола Софии и Лавры»... («Юность» № 10, 1966 г.) Н. Осинин, при неизбежном сходстве общих черт картины, сумел сделать это по- своему: «Гул самолетов снова приближался. Пронзительный голубоватый свет вдруг брызнул с неба. Он расколол ночь; словно раздевая город, сорвал с него спасительный покров тьмы; обнажил ленточки железных дорог, безлюдные улицы, коробки каменных зданий, хмуро сверкнувшие окнами, и маленькие, словно испуганные домики окраин. Два ослепительных фонаря висели в воздухе... Но свет был неестественно бледный, лишенный жизненной силы и красок. Тени ложились густые, черные; они медленно росли и заполняли улицу». Такими экспрессивными описаниями автор не только дает богатую пищу читательскому воображению, но как бы ставит интересную задачу перед кинооператором. А сама история о том, как подростков двенадцати — четырнадцати лет, приехавших из разных областей страны в Латвию повидаться с отцами — офицерами Красной Армии, застает война, как они попадают в лапы оккупантов, а потом, после различных перипетий, пробираются в тылу вражеских войск домой, как раскрываются и мужают их характеры, все более сознательным становится их советский патриотизм,— эта история рассказана Н. Осини- ным увлекательно и вместе с тем — с глубоким психологизмом. Они все — очень разные, эти ребята, которым жизнь неожиданно преподнесла суровейшие испытания,— и Сережа Пахомов, и Илья Самохин, и Коля Еремин, и Инна Булычева, и презирающая мальчишек, не устанно проповедующая «приоритет» девочек во всем Вера. Впрочем, мальчики со своей стороны тоже не очень-то «жалуют» девчонок. Но раскрывая с теплым юмором мнимую вражду мальчишек и девчонок, их своеобразное соперничество перед взрослыми, Н Осинин убеждает нас, что это психологическое свойство возраста отнюдь не мешает тому, что все они спаяны в крепкий дружный коллектив. Мы верим, что каж дый из них, за исключением, может Оыть, эгоиста Володи Тарасюка, душевно, даже нежно заботится друг о друге, и все совместно готовы сделать все для овободы Родины. Запомнятся в сплетении сюжетных обстоятельств и деревенские ребята— Тимофей. Никита, организовавшие подпольный «штаб» по борьбе с оккупантами, и маленькие латыши — пастухи Рудис и Ви- лис. И вот что важно: школьный учитель Н. Осинин, создавая эту повесть, изображая взаимоотношения взрослых с детьми, сумел избежать в ней открытого дидактизма. Таков был первый шаг-Николая Осинина в литературе. Кроме повести «Через все преграды» Н. Осинин написал еще две повести, а «между ними» создал немало рассказов. Многие из этих рассказов уже давно полюбились читателю. Автор спокойно беседует с детьми, не тянет их за руку для освоения ими того или иного полезного вывода, а незаметно, исподволь предлагает им решить— что нужно сделать, как бы поступили они сами. Надо очень любить малышей и проникновенно понимать детскую душу, чтобы написать такие, например, рассказы, каю «Палочка-выручалочка» и «Борискины карпы». Главные герои того и другого, дошкольники, это прежде всего интересные — каждая по-своему —■ человеческие личности.. Именно из этого исходит писатель, он исследует суть индивидуальностей девчушки и мальчугана и показывает, чего стоит каждый из этих маленьких людей, на что они способны и какими смогут вырасти. Органическое единство индивидуального- и общевозрастного,— вот что делает их достоверными, приковывает к ним внимание читателей и маленьких слушателей, заставляет задумываться, сопоставлять с собой. « — Ноги промочила? Мама задает вопрос сразу, как только Лика переступает порог. — Нет,— Лика обижена. Она даже насмотрит в мамину сторону. — Так я тебе и поверила! Раздевайся и разувайся. Мама — врач. Она терпеть не может царапин, грязных рук и мокрых ног, особенно весной. Во всем ей болезни чудятся. Сама говорит, что надо на улице больше играть, а требует, чтобы ноги были сухие. Пойми ее!» Таков интонационный ключ рассказа. Здесь не приноравливание к уровню читателя, не сюсюканье, а естественное изображение «.позиции» самой Лики, ее мировосприятия. Как известно, малышам свойственны ц- оильные эмоции, острые переживания. Лика,., например, испытывает мучительное чувство ненависти. Она остро ненавидит Игоря, который всегда драз- игея. ненавидит до<- тех пор, пока не разбирается в сути дела. 169 »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2