Сибирские огни, 1967, № 12

творческом облике, взглядах, идейно-художественных позициях. Задачу нынешнего романа он видит прежде всего, в занимательности, подчеркивая одновременно, чтобы роман не был «набором приключений», а нес в себе «современную большую тему», в качестве которой писатель называет тему современного искусства. Почему? Да потому, что «искусство в нашей жизни очень важно. Оно, возможно, второе после политики». Но художник констатирует и такой факт: в своей массе искусство «подражает, и притом плохо, классикам». Следовательно, считает Вс. Иванов, «чтобы двинуть искусство вперед, нужно бороться против слепой подражательности и копирования». В центре романа, по его мнению, должен быть деятельный герой. Однако «все мотивы деятельности, а стало быть, и характер положительного героя должны вытекать из общественных соображений, но никак не личных». Поэтому проблему нового романа он видит не в «углубленном психологизме и внутреннем монологе» в их бытовом понимании, применительно к узко-личным переживаниям «Маши, Вани и Саши...» (что, на наш взгляд, характерно для многих нынешних повестей и романов), а в раздумьях «о судьбах мира... о несчастных детях, и вообще купно обо всем живом». Исследуя своеобразие драматургических жанров, Вс. Иванов приходит к убеждению, что в современной пьесе «каждая сцена должна быть битвой» и что «вопрос о конфликте сейчас стоит очень остро». «Конфликт нужен,— пишет он,— без столкновения, без сильных страстей и чувств невозможна драма». А разве эти выводы не отвечают сегодняшним требованиям к ведущим жанрам литературы социалистического реализма? Не менее злободневна и своевременна для наших дней запись Вс. Иванова от 15 марта 1963 года, в которой, отстаивая свои творческие принципы, он выступает против бескрылых и приземленных натуралистических произведений, уводящих читателей в мир серой и мелочной жизни. Проявлениям натурализма и критического реализма в современной литературе художник противопоставляет активное «проповедническое» искусство, понимаемое им как искусство романтическое. Достоинство записок Вс. Иванова не только в разработке остропроблемных теоретических положений, помогающих определить перспективы развития литературного процесса, но и в их насыщенности авторской мыслью, публицистически-страстной, анализирующей, вторгающейся в разные сферы человеческого быта, философии, этики и эстетики. Многие строки представляют собой блестящие, лаконичные афоризмы. Вот некоторые из них: «Скромность не только поза, это необходимость для каждого творческого работника»; «Правде надо глядеть в глаза, хотя бы для того, чтобы увидеть эту правду». Конечно, не все затронутые Вс. Ивановым вопросы равноценны: в них немало противоречивого, субъективного, спорного. С отдельными авторскими высказываниями вообще трудно согласиться, особенно с рассуждениями о необходимости для существования реализма двадцатого века «атмосферы кислородной палатки». Но дело даже не в этом, а в том, что Вс. Иванов был художником-новатором: и гражданином своего времени, стремился к- большому искусству, достойному ЭПОХИ И', нашего народа, жаждал разнообразия в литературе («Мне ужасно хочется самой разнообразной литературы»), пересмотра и< ломки классических, устоявшихся форм романа, остро переживал и чувствовал болы, сознавая отставание нашей литературы иг литературной критики. Все его размышления пронизывает мысль о добре и доброте, об обязанностях писателя нести добро людям, «создавать примеры добра». Причем доброта рассматриваете» писателем многогранно: и как эстетическая категория, и как общечеловеческое философское понятие в постоянном столкновении со своим антиподом — злом, и в своей главной функции — как явление социалистического гуманизма, основа нашей жизненной программы, противостоящая социальным явлениям негативного порядка, проявлениям’ темных инстинктов и пережитков прошлого.. Утверждая, что добро «целиком принадлежит человеку» и что «многое построено- на добре», Вс. Иванов считает его основным побудительным стимулом в созидательной деятельности: «Опираясь на добро, человеческий ум способен свершать чудеса». Да и вся сознательная жизнь самого писателя, несомненно, определялась именно этой гуманистической идеей, ставшей, на наш взгляд, и его творческим завещанием. Публикация заметок и дневниковых записей Вс. Иванова является важным вкладом в оовоение и изучение его наследия, в разработку теории и практики литературы социалистического реализма. Идеей революционного гуманизма проник- \ нута и пьеса Георгия Маркова «Беспощад- \ ное лето». Автор широко известных рома- : нов «Строговы», «Соль земли», «Отец и | сын», отличающихся проникновенным ли- - ризмом, сыновней привязанностью писателя к родной сибирской природе и людям- Сибири, и здесь остается верным уже определившимся в его творчестве героям и излюбленной тематике — борьбе сибирских партизан с колчаковщиной и интервентами. По своим жанровым признакам «Беспощадное лето»—.содиально-психологическая { драма. Пьеса отличается продуманностью сюжета и четкой композицией, она остроконфликтна, построена на столкновении сильных страстей и чувств: нарастающие драматические ситуации захватывают читателя с первой и до последней картины. И в то же время все повествование окрашено авторским ли- \ ризмом, особенно наглядно проявившимся во вступлении к первой картине пьесы, где, описывая место действия и расстановку И * 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2