Сибирские огни, 1967, № 12
К Р 1 Л Т М К А И. ШЕХОВЦОВ П р и м е т ы легендарного времени В десятой книжке журнала «Дружба народов» за 1966 год опубликованы материалы из дневников и записных книжек Всеволода Иванова «О времени, о жизни, о себе», пьеса Георгия Маркова «Беспощадное лето» (с подзаголовком «Быль из времен гражданской войны в Сибири»), художественно-исторический очерк Гунара Цирулиса «Товарищ Андрей» (перевод с латышского Ю. Каппе), воспоминания старейшей революционерки Софьи Гончарской «Мои баррикады» (литературная запись Г. Вайса). И хотя произведения эти относятся к различным жанрам, заметно отличаются по содержанию, проблематике, степени мастерства, по творческой манере их авторов,— все они созданы на документальной основе, отражают наиболее характерные этапы революционной борьбы и созидательной деятельности нашего народа. Заметки из записных книжек и дневников Всеволода Иванова принадлежат к той разновидности лирико-публицистической литературы, где преобладает авторское субъективное начало, авторские комментарии и оценки, выводы, размышления я прогнозы. «Мы учились в гуще жизни, бестолковой, несистематизированной и в сущности мало знающей,— пишет о себе Всеволод Иванов.— Мы невольно отрывались от нее и уходили в фантазии. Вот почему все мои работы при их появлении, может быть, кроме тех, которые были наименее оригинальны, критики находили недоработанными». Ощущение недоработанности присуще и опубликованным «Заметкам», где перед нами, казалось бы, разрозненные, писавшиеся нередко для самого себя набооски, отдельные живые сценки, своеобразные портреты- характеристики (например, о С. Есенине), беглые зарисовки и глубокие философские раздумья, теоретические литературоведческие обоснования. И в то же время это художественное явление, с ведущим персонажем, которым является сам автор, раскрывающийся во всем богатстве своих душевных качеств, разума и чувств, тонких психологических движений. «Все мои автобиографии лишь внешние факты моей жизни,— утверждает писатель.— Как всегда, когда говорится о жизни с недомолвками и путаницей, в жизни так трудно разобраться, да еще в своей. Впрочем, еще труднее написать АВТОБИОГРАФИЮ АВТОТВОРЧЕСТВА (выделено мною.— И. Ш.). Может быть, поэтому мы и не пробовали, хотя это, может быть, для читателя более интересно». По-видимому, в данном случае мы имеем дело с вариантом именно такой «автобиографии автотворчества», над которой Вс. Иванов работал многие годы и которую предполагал выпустить под заголовком «Поэт». С одной стороны, это эстетическая и творческая программа автора, плод его длительных раздумий и сомнений, незавершенных замыслов и планов. С другой — попытка разобраться в сложных противоречиях жизни, в состоянии литературного процесса и закономерностях развития советской и мировой литературы. Заслуживают внимания размышления писателя об особенностях современного романа и драмы, о характере положительного героя и своеобразии конфликта, стиля, возможностях реалистического метода, то есть о таких вопросах, которые углубляют и уточняют наши представления о Вс. Иванове, его 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2