Сибирские огни, 1967, № 12

крупные суда по каменистому порожистому Питу, и нужно немалое искусство капитанов, судоводителей, лоцманов, чтобы до последнего дня использовать этот корот- кий срок. Идут корабли по нижней Тунгуске — в ее бассейне открыты огромные запасы угля и графита. К Байкиту, к Ванаваре — центру Тунгусско-Чунского района ведут капитаны суда по Подкаменной Тунгуске. Енисейские лоцманы и капитаны идут навстречу неизведанному, прокладывают пути по порожистым, своенравным рекам, где даже легкие катера ходят с опаской на малом ходу. Вот и в нынешнем году в управление пароходства пришли геологи. На берегу Пясины, у Рассохинского вала, предполагают они, есть большие запасы газа. Чтобы ускорить поиск, нужно забросить туда трубы, лес, глину, цемент, оборудование — грузов на 30 миллионов рублей. Это старый путь, по которому еще в тридцатые годы доставляли нужные материалы в Норильск. Теперь он забыт. Кому поручить разведку? Молчат капитаны, думают. — Лиханский,— сказал Иван Михаилович Назаров, речной адмирал, начальник пароходства.— Конечно же Лиханский! Он первым в тридцать пятом проводил караваны через Пясину и Валек. Капитану-наставнику Михаилу Лиферьевичу Лиханскому больше семидесяти. А на пенсии только первый год. Дома ему не сидится. Почти каждый день приходит в управление, как на службу. Через несколько минут он уже был у начальника пароходства. Высокий, кряжистый, крепкий. По-военному приложил руку к козырьку фуражки. А через день отправился в путь на встречу с рекой своей молодости. Шли днем, шли и ночью. Капитан внимательно осматривал и записывал псе островки и косы. Эхолот не знал отдыха. Особенно тщательно вели промер на перекатах. Скрупулезно, не упуская даже самой маленькой детали, изучал капитан обстановку на Пясине. От устья реки Дудыпты до Тареи пришлось отложить лоцманскую карту и составлять новую. Здесь мягкие грунты, и Пясина, как говорят водники, блуждает, меняет русло. В устье Пясины, у мыса Входного, постоянные метеойэблюдения обычно не ведутся. Лиханский нашел местных рыбаков, охотников, опросил десятки людей и только потом записал: устье реки вскрывается 15—20 июля, замерзает 10—12 октября. Разведка закончена. В будущем году поведет по Пясине большой караван капитан-наставник Михаил Лиферьевич Лиханский, бывший матрос с броненосца «Пересвет», что плавал еще до революции на Тихом океане, делегат от парохода «Орел» на первом съезде енисейских речников в 1918 году. В тридцатых годах он, сорокалетний капитан, считался молодым. А сегодня в управлении подсчитали: средний возраст енисейских капитанов— 26 лет. Грамотные, умелые. Кстати, фамилии старых и молодых нередко повторяются. Это отличная традиция на Енисее. Капитан теплохода «Ленин» Алексеев — сын капитана Алексеева. На «Ракете» капитан Целищев — сын капитана Целищева, на «Литве» капитан Тычков — сын капитана Тычкова... Капитан Николай Тычков пишет историю освоения Енисея. Все свободное время проводит в архивах краевой библиотеки, держит связь с библиотекой имени Ленина в Москве и Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, записывает воспоминания старых речников, оспаривает сомнительные даты, составляет проспекты для туристов. Д а, мечтает о большом туризме на Енисее. Собирает отзывы ученых, инженеров, журналистов. Заполярный рейс от Красноярска до Диксона — разве это не заманчиво для любопытного путешественника! У Тычкова два сына. Старший Николай, студент института цветных металлов и золота, будущий металлург, а младший, одиннадцатилетний Ваня, мечтает стать полярным капитаном. Все лето он провел с отцом на судне, выстаивал с ним самые 9* 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2