Сибирские огни, 1967, № 12

Урванцев пришел сюда впервые в 1919 году. Где-то далеко на юге шли в бой за молодую страну Советов люди в краснозвездных шлемах. А шесть геологов и рабочих во главе с выпускником Томского индустриального института Николаем УрванцевыМ с трудом пробирались по тундровым топям. Думая об обороне страны, Ленин подпи­ сал декрет о всестороннем изучении Северного морского пути. Кораблям нужен был уголь. Метр за метром изучали разведчики тундру, пробивали ломами вечную мерзлоту, отбирали образцы породы. Они нашли здесь и уголь и огромные залежи полиметаллических руд. Следом пришли строители. Природа не сдавалась. Снежные бури заметали пути. Еще и сейчас помнят старожилы, как вел свой поезд 22 суток машинист Панов по самой северной в мире железной дороге, связавшей Норильск с Дудинкой. Другой состав вышел из Дудинки 7 ноября 1939 г., а пришел в Норильск только в марте. Потом вдоль дороги появились высокие снегозащитные полосы. Поезда стали ходить по расписанию. Город рос, тянулись вверх трубы заводов, открывались новые шахты и рудники. Прочность советской брони в Великой Отечественной — неоспоримая заслуга норильских металлургов. Морис Гинцус, корреспондент «Нью-Йорк геральд трибюн», писал из Норильска 29 сентября 1944 года': «Норильск является символом торжества человека над природой Севера. Уже с некоторых пор этот ныне процветающий индустриальный центр, самый крупный в своем роде, поставляет военным заводам бесценные металлургические принадлежности...». А геологи делали свое дело. В мае 1962 года над походным вагончиком появилась надпись: «Талнахрудшахтострой». Парни из бригад Сергея Ивановича Алексеева, Михаила Каблукова и Анатолия Легкого — в большинстве вчерашние солдаты — возводили здания подъемных машин на руднике «Маяк», рыли котлованы под цеха, строили понизительную подстанцию, закладывали фундамент под первый пятиэтажный дом. ^ Как гигантские опознавательные знаки, над речкой Норилкой горели костры. Это вели ЛЭП напряжением 110 киловольт. Бригада Легкого не отдыхала три недели. Навсегда останется в памяти норильчан день, когда первый эшелон с талнахской рудой пришел на никелевый завод. Машинист Герман Есеев вел поезд по новому маршруту. У границы станции «Маяк» он остановился. Торжественно перерезана ленточка. Состав с рудой движется по мосту через Норилку. Еще и трех лет не прошло, как мостостроители появились на берегу этой реки. Сейчас совмещенный автомобильный и железнодорожный мост готов. Самый северный в мире. Сегодня Талнах — не палатки, занесенные снегом, не просто строительная площадка в тундре, на вечной мерзлоте. Это — и «Маяк», и второй рудник, который по просьбе и в честь комсомольцев так и назван — «Комсомольский». Это — строительство теплоэлектростанции и новый поселок с пятиэтажными домами и чудесным клубом «Юность». Это и Листвянка — новое угольное месторождение, и плотина на таймырской речке Хараелах... Талнах, давший второе дыхание Норильску, растет и крепнет. СНЕЖНОГОРИЯ «Местные жители, посетившие «Коррект», поразились, увидев горящие электрические лампочки. Они еще ничего не слышали об этой необычной для них силе». Ф . Н А Н С Е Н Растущей заполярной индустрии нужна электроэнергия. Много дешевой энергии. И потому было решено построить на Хантайке гидростанцию, самую северную в стране. Кому же это по плечу, как не мамаканцам! 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2