Сибирские огни, 1967, № 12

«т ново.чемельских проливов до Диксона и Енисейского залива. 76 кораблей прошло уже в его фарватере. Ни на минуту не прерывается связь с кораблями. С парохода «Петровск» в штаб радируют: «Вышли из Карских Ворот. Переход во льду завершен благополучно. Бла­ годарим за рекомендацию. Следуем назначением Ньюпорт. Капитан Паршиков». Тревогой полно сообщение капитана Нечаева: «Курсом норд вошли в лед. Легли в дрейф Видимости нет. Прошу дать наши координаты». Ьходит высокий моряк с обветренным смучлым лицом — начальник морских опе­ раций Бронислав Семенович Майнагашев, капитан дальнего плавания. Радиограммы на его имя приходя 1 с лаконичной пометкой: «НМ» — начальнику моря. Выпускник Ленинградского инженерно-морского училища, Майнагашев много лет плавал на меж­ дународных линиях Последние три года руководит проводкой судов в полярных морях. Ему подчинены станции Диксонского радиометиентра, ледоколы, капитаны- «аставники. экипажи полярной авиации. — Вернулся с ледовой разведки,— Майнагашев устало откидывается в кресле. Утешительного мало. Через несколько часов с Амдермы, мыса Косистый, острова Средний появятся Акивис, Федосеев и Бромберг. Они руководят проводкой карава­ нов в этих районах Арктики. Сегодня штаб будет заседать в полном составе. ...Экипаж ледовой разведки корабля ИЛ-14 под командованием Ивана Баранова вылетел на работу утром Руководит разведкой капитан-наставник Аркадий Бромберг. Туман. Самолет то взмывает вверх, то снижается до 80—100 метров. В бинокль виден остров «Правда». Здесь дрейфует ледокол. Радист выглянул из рубки. — Капитан запрашивает ледовую обстановку. — Передавайте,— отзывается Бромберг.— Борт ледокола «Киев», Голохвастову. Следуйте между островами «Правда» и Нансен, оставляя массив льда к северу. Затем курс на запад, по разреженному льду. Четвертый час самолет кружит над океаном. Белизна льдов слепит глаза. Прове­ ден еше один караван И неожиданно острый запах лука, жаряшегося на сале, запол­ няет салон, кабину пилотов. Это механик Володя Говорушкин в белом переднике хло­ почет у электрической плитки. — На первое — украинский борш с салом. Свежая капуста и молодая картошка подаются в неограниченном количестве. Второе и десерт отменяются в связи с ледовой «Остановкой Прошу надеть салфетки! — весело командует он. Гидролог Михайлов благодушно посмеивается: — После обеда по программе — мертвый час. Как в пионерском лагере. А вот попробовали бы на старых, двухместных в разведку полетать... Говорушкин с усмешкой смотрит на гидролога. Сейчас пойдут воспоминания. Михайлову, действительно, есть что вспомьить. С 1935 года он в Арк 1 ике. В по­ лярных морях нет точки, которая не была бы ему знакома. Шпицберген и Гренлан­ дия, архипелаг Норденшельда и пролив Вилькиикого... Тринадцать тысяч часов провел «в в воздухе. Это 541 сутки. Полтора года! — Подходим к каравану,— говорит капитан-наставник.— Внимание! ...Через 8 часов 35 минут после взлета самолет Баранова приземлился на Диксоне. Раздвигая многометровые льды, караваны продолжают путь. Их ведут ледоколы, « а д ними летят самолеты. «Следуйте рекомендованным курсом»,— приказывают капи- ханы-наставники. Судовой радист на Диксоне принимает ответные радиограммы) «Благодарим за умелую проводку. Все в порядке!» Сегодня нередко можно услышать) нет больше белых пятен на карге Арктики. Все изучено, исследовано Да, полярники теперь снабжены хорошими картами, но они хотят иметь отличные. Все больше судов идет по Северному пути, все быстрее стано- вится их ход Сведения о глубинах должны быть абсолютно точными. Перед нами планшет, на котором довольно часто повторяются две буквы «ПС» — 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2