Сибирские огни, 1967, № 12
— Тридцатую навигацию встречаю в Арктике... Зимовал на Тикси, в бухте Ти хой, на островах «Правды», Белом, Вайгаче. Вся жизнь здесь. На Андрее родились Леночка и Пегя. В сорок втором, когда зимовал на острове «Правды», немецкая под водная лодка в упор расстреляла нашу полярную станцию. Двое суток добирались до ближайшей зимовки на острове Нансена. А до него всего-то четыре километра. И пер вую операцию сам себе делал, когда картечью ранило в ногу... К ужину семь полярников собираются в кают-компании. Гихо наигрывает ради ола. Повар Ася Суворкина ставит на стол дымящуюся сковороду с фирменным блю дом. Котлеты по-андреевски — из мяса белого медведя. Но вот тот, кому пришла очередь, посмотрел на часы и встал. Пора снимать показания приборов. Диксонский район охватывает весь западный сектор Арктики. 32 полярные станции. Диксонский радиометцентр собирает, уточняет, сводит воедино данные о погоде, поступающие со всех полярных станций. Мы в кабинете начальника РМЦ Прибы- ловского. — В эти ворота,— Борис Александрович кивает на карту,— между Новой и Се верной Землей стремительно движутся на материк потоки холодного воздуха. Мы пер выми предупреждаем мореплавателей о шторме. Даем пеленги самолетам, через мощ ные передатчики держим связь с Большой землей, со всей Арктикой. На приемной станции стучат телетайпы В их шум вплетается дискант морзянки. Столы завалены радиограммами с полярных станций и судов, идущих в арктических морях. Табличка на двери — бюро погоды. Восемь раз в сутки отсюда уходят кольцевые карты погоды Арктики. Сложный, кропотливый, ответственный труд Здесь же в полу метровый барабан фототелеграфа закладывается карта ледовой обстановки. Пройдет сорок пять минут, и штурман корабля, плывущего в море Лаптевых, возьмет в руки ее свежий оттиск. Новейшие приемные аппараты «Ладога» установлены на многих судах. Не один моряк добрым словом помянет диксонских операторов и синоптиков. И телеграммы, подобные этой: «Карта принята. Идем нормально. Спасибо» — привыч ная повседневность. ...Штаб морских операций западного сектора Арктики. Светлая комната. Над столами, устланными картами, склонились опытные капитаны. Здесь разрабатывается стратегия и тактика проводки морских судов по великому Северному пути. Из эфира в комнату врываются позывные ледокола «Капитан Воронин». Заместитель начальника морских операций Герман Бурков тревожно вслушивается. — Где «Кинешма»? Потеряна связь, дайте координаты,— настойчиво повторяет радист. — Пишите. Широта... долгота... Ведите теплоход на север. Как поняли меня? Прием. Бурков подходит к карте. Она занимает почти всю стену, пестрит разноцветны ми флажками. Это корабли. В любой час дня и ночи известно, где они находятся. Ледоколы ведут через проливы архипелага Норденшельда караван: «Индига», «Яналес», «Виляны», «Гульбене». Теплоход «Качалов» проходит мыс Желания. Фин ские лесовозы «Аугуста Паулин» и «Регита Паулин» направляются в Игарку. А на встречу нм с грузом леса — «Хелуан» из ФРГ. Год необычен. Сорок лет не знали моряки такой сложной ледовой обстановки. — Взгляните на карту,— приглашает Бурков,— голубого цвета почти нет. Его заменил белый. Это льды. Они блокировали основную артерию Севморпути — пролив Вилькицкого. Ледоколы работают с предельной нагрузкой. «Киев», «Ленинград», «Кра син», «Капитан Белоусов», «Капитан Мелехов» проводят караваны в северо-восточной части Карского моря. Команда ледокола «Капитан Воронин» прокладывает п^ть судам 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2