Сибирские огни, 1967, № 11
поезд, который дожидался на соседнем пути. Маяковский замешкался, потому что пограничник обрадованно вытащил из его чемодана книги и, гордясь поживой, непреклонно, но с оттенком даже благодарности за предоставленную возможность проявить рвение, произнес: — То не тшеба. Недаром Польшу называли санитарным кордоном— она отгоро дила капиталистическую Европу от большевистской заразы, недаром новый режим Пилсудского назывался режимом санации. Очиститель' ные сооружения функционировали' на совесть. Маяковский все-таки отвоевал книги, доказав какому-то высшему пограничному чину, что они им самим написаны, а значит они просто сувениры. За Столбцами пошел нищий пейзаж, деревни встречались еще ре же и были косей и черней, чем в Белоруссии. На полпути до Варшавы поезд остановился на станции, от которой уцелела только одна стена. В выбитые окна виднелось небо вместо потолка, почтовое отделение было наспех прилеплено к этим декоративным останкам вокзала, так и не восстановленного за семь послевоенных лет. Зато на выщерблен ном перроне стояло четыре жандарма в цветастых мундирах, в высо ких шапках, с саблями. — Непонятная архитектура,— серьезно сказал Маяковский расхо хотавшимся соседям по купе.— Одна стена и четыре жандарма. Пра вильнее было бы делать станции из четырех стен и с одним жандармом. Он понял, что те самые Столбцы — только пыль в глаза советским. Выпятили шикарную заплатку перед СССР в надежде, что издали, мо жет, кто восхитится Европой. Поезд усердно преодолевал двухсоткилометровый отрезок, от гра ницы до Варшавы. Он не очень торопился, чтобы повнушительней растя нуть всю страну если не в пространстве, то хоть во времени. По десять минут стоял он на маленьких станциях, словно бы для того, чтобы бо лее или менее благоустроенным видом вытеснить из зрительной памяти пассажиров нищие пустыри и косые деревушки, на которые они пялили глаза во время движения. Задолго до Варшавы стал виден дым фабричных предместий, за мелькали почерневшие кирпичные стены и трубы. Казалось, поезд дол го разгоняется, чтобы влететь в огромный клокочущий город. Но он внезапно остановился перед деревянной времянкой, похожей на барак, с гордой надписью «Варшава». Это был вокзал, это был центр. При ехали! Его встречали только советские: представитель ВОКСа в Польше Аркадьев и корреспондент ТАСС Ковальский. Он не обиделся и не уди вился, ведь, собственно, он, так сказать, еще вроде бы не прибыл в Вар шаву, он будет здесь, как «персона грата», на обратном пути из Праги и Парижа. Поэтому Маяковский охотно смирился с таким официальным несуществованием и отлично провел сутки со своими до пражского поезда. Он только и успел за сутки, что познакомиться с улицами. Его доб ротный костюм с клетчатым джемпером вместо жилета, мощные ботин ки на толстой подошве и внушительная трость приковывали внимание варшавян. Он куда более походил на парижанина, чем эти бедноватые европейцы, которые по одежде мало чем отличались от москвичей. Авто тут было меньше, а извозчиков больше, чем в Москве. Но зато чем забивала Варшава Москву, так это обилием военных. На Маршалковской улице, на Замковой площади, возле костелов и ре сторанов скромные толпы прохожих оыли расцвечены голубыми и 6* 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2