Сибирские огни, 1967, № 11
ные силы освобожденного народа. Свою поэму «Октябрь» он заканчивает бодрыми, мажорными аккордами: Горит, горит закат тысячелетий: Смывает все девятый грозный вал: Приветствую кровавый карнавал. Грядущий день и вас, свободы дети! Я крылья чувствую! От первых лет земли До дней восстания, жестоких и прекрасных. Все человечество не знало наших страстных Порывов к творчеству! О, человек, внемли Тем голосам, что в грохоте орудий, Среди свинцом навек пробитых грудкй Сзывают нас на новую страду — С природой в бой и к творчеству — к труду! ...О, верю, верю я — ты перестроишь мир! Творец и труженик, мыслитель и рабочий. Воздвигнул факел ты во мгле всемирной ночи. Заставил зазвенеть железо громче лир!* 1 Эта же тема покорения природы, пере стройки мира разрабатывается Н. Янчев- ским и в книге рассказов «Во имя револю ции». В утопическом рассказе «Ферри-хлеб» автор рисует образ старого профессора Ферри, много лет бьющегося над разреше нием проблемы резкого повышения урожай ности пшеницы, что позволило бы избавить человечество от голода, освободило бы че ловека от слепой власти природы. Ферри верит в безграничное могущество человече ского разума, науки. «Долгое время,— го ворит он,— человечество растрачивало всю свою энергию на борьбу внутри себя. И нау ка, вместо того, чтобы служить на благо человечества в его борьбе с природой, слу жила орудием для порабощения одной ча сти человечества другой. Великая Револю ция вырвала корень зла — частную собст венность, уничтожила деление человечества на классы и поставила науку лицом к лицу с извечным врагом человечества — приро дой и ее силами. Она выявила перед наукой ее прямую цель — освобождение человече ства из-под власти природы, обуздание стихии и подчинение ее власти человечест ва»2. В другом своем рассказе «Конец борь бы» автор рисует картину последней схват ки с капитализмом, говорит о всемирной республике Советов, Всемирцике. Конечно же, в этих рассказах многое сейчас пока жется наивным, но одушевляет их светлая мечта о раскрепощенном человечестве и его праве на счастье здесь, на земле. И рожде на была эта мечта революцией. Не случайно у Н. Янчевского обращение Всемирцика к че ловечеству после окончательного разгрома последних капиталистов и фабрикантов, обосновавшихся почему-то в Лхасе, закан чивалось такими словами: «Мы не мечтаем о небесном рае. Мы сами превратим землю в цветущий сад, где богом будет человече ство». В сборник вошли произведения а иного, реалистического плана, навеянные недавни ми событиями. В рассказе «Во имя револю ции», давшем название сборнику, Н. Янче.в- ' Н. Я н ч е в с к и й . Октябрь. Поэма. Ир кутск, 1920, стр. 11—12. 1 Н. Я н ч е в с к и й . Во имя революции. Рассказы, Иркутск, 1920, стр, 51—52. ский изображает один из трагических эпи зодов, какими нередко в то время сопро вождалась обостренная до предела, откры тая классовая борьба. Повествование в рассказе ведется от первого лица. Красный командир, в прошлом рабочий-токарь, вспо минает о том, как однажды солдаты пойма ли белогвардейского лазутчика, который оказался его собственным сыном, и как он, отец, отдал приказ расстрелять его. В эти минуты перед ним проходит вся жизнь сы на, которому он стремился на последние свои гроши дать образование, воспитать в нем уважение к людям труда. «Я верил в не го,— говорит рассказчик,— и гордился им. Война отняла его у меня, и я уже похоронил его. Но вот он воскрес для того, чтобы че рез несколько часов быть расстрелянным по моему приказанию... Я несколько раз по рывался пойти к нему, спросить его, понять, инстинктивно стремился спасти его. Я мог это сделать. Мог взять его на поруки. Но во имя революции я должен был его рас стрелять, как шпиона...» Так долг, суровая логика борьбы побеждают естественное от цовское чувство. В рассказе нет углублен ной психологической разработки темы. Она решена в известной мере средствами плаката. Автора больше интересует факт сам по себе, нежели его художественное, психологическое обоснование. На первом плане у него стоят не характеры, а драма тизм ситуаций. Заслуга Н. Янчевского в том, что он одним из первых коснулся те мы, которая вскоре привлечет к себе писа тельское внимание и В. Зазубрина, давшего в своих «Двух мирах» такие главки, как «Брат на брата» и «Сын на отца», и моло дого М. Шолохова с его «Донскими расска зами», насыщенными острыми коллизиями, где социальные противоречия эпохи пре ломляются в сложном сплетении семейно бытовых отношений. Первые побеги молодой советской лите ратуры в Сибири так же, как и в централь ной России, наглядно свидетельствовали о рождении качественно нового искусства, пришедшего в жизнь вместе с победоносной Октябрьской революцией. Это искусство несло с собой и утверждало новые идеи и темы, новые, пролетарские принципы гума низма. Оно ознаменовалось настойчивыми поисками новых форм и средств вырази тельности, с первой до последней строки проникнуто было беспредельным пафосом утверждения нового мира. Уже в этот ранний период советской литературы четко наметились многие тенденции и проблемы, которые надолго определят ее дальнейшее развитие и поиски. Применительно же к сибирским условиям, появление новых литературных сил объективно способствова ло и рождению здесь в начальные годы революции массовой журнальной периодики и в первую очередь возникновению такого примечательного явления, как журнал «Си бирские огни», на десятилетия осветивший своим светом культурную и литературную жизнь обширного края.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2