Сибирские огни, 1967, № 11
произведение писатель ввел множество под линных документов — приказов, воззваний, прокламаций и пр., с которыми обращались к населению обе воюющие стороны. Почти каждый эпизод романа можно было бы подтвердить документальными источниками, найти соответствующие ему эквиваленты в исторической действительности. Автору этой статьи удалось установить, что боль шинство изображенных в «Двух мирах» сцен и картин является не художественным домыслом писателя, а отражением подлин ных событий, происходивших, главным об разом, на севере Канского уезда Краснояр ского края. В роман вошли многие эпизо ды из знаменитой эпопеи тасеевских партизан. Писатель в строгом соответствии с исторической правдой взволнованно рас сказал о героической борьбе тасеевцев про тив колчаковских карательных экспедиций1. На страницах книги ему удалось нарисовать подлинное лицо колчаковщины, для которой фигуры кровавых палачей типа генерала Розанова или атамана Красильникова были не каким-то патологическим исключением, а своеобразной нормой, этаким эталоном бе- логвардейщины. Главной же заслугой В. Зазубрина сле дует признать то, что он показал причины и истоки нарастания мощного партизанско го движения, взрыв всенародного возму щения против чудовищно жестокой дикта туры Колчака. «Два мира» — первое крупное произве дение советской литературы о революции и гражданской войне, этим можно в извест ной степени объяснить и значение, и силь ные и слабые стороны книги. В. Зазубрину, в сущности, еще не у кого было перенимать художественный опыт, не у кого было учиться изображению движения революци онных масс. Ему пришлось быть здесь пер вооткрывателем, и в этом его несомненная заслуга. Историкам советской литературы еще не раз придется обращаться к опыту первого советского романиста — иначе будет искажена историко-литературная перспек тива. Конечно же, сейчас, с высоты прошедших четырех с половиной десятилетий, совсем не трудно заметить недостатки и слабости книги: натуралистичность отдельных сцен, невыписанность тех или иных образов, ра зорванность композиции, ритмизованную, «рубленую» прозу, да мало ли еще в чем сегодня можно упрекнуть автора первого советского романа. Важно не забывать главного: «Два мира» — это живая исто рия, волнующий не только художественный, но и просто человеческий документ рево люционной эпохи. Так и только так мы должны относиться к роману В. Зазубрина, искренней, беспощадно и до конца правди вой книге о рождении нового мира, произ- 1 См. об этом в нашей статье «Живая лето пись (об отражении подлинной колчаковщины в романе В. Зазубрина «Два мира»)», «Ангара», а959, № 4, ведению, стоящему у истоков советского ху дожественного эпоса. В «Двух мирах» В. Зазубрина, в стихах И. Славнина и других произведениях тех лет с большой силой прозвучал мотив пра вомерности, своего рода святости револю ционного возмездия, мотив очистительной революционной грозы. Но уже в это время в литературе намечается и другая тенден ция — утверждение созидательного, творче ского начала в революции. Не случайно стихотворение «Сталь» И. Славнина имело такую концовку: В небе фонтаны золота, Медыо горят поля,— Вставай под удары молота, Невеста труда — земля. С особой выразительностью тема созида ния и творчества, преображения земли зву чит в поэме Н. Янчевского «Октябрь» и сборнике рассказов «Во имя революции», написанных в 1920 году. «Октябрь» получил высокую оценку в современной поэту критике. В. Шанявец в статье «Сибирские поэты революции» при знал поэму Н. Янчевского лучшим произве дением о революции. Он назвал ее «самым значительным явлением в области поэзии Сибири», хотя и не свободным от подража ния «Двенадцати» А. Блока1. Н. Янчевский не был новичком в лите ратуре. Еще до революции он печатался во многих сибирских газетах и журналах. Его стихи появлялись в «Иркутском слове», «Голосе Сибири», «Сибирских новостях», «Сибирских записках», «Сибирской неделе». В 1915 году Н. Янчевский учился в Москве в университете Шанявского. Дореволюцион ная поэзия его проникнута безысходным трагизмом. Бросалась в глаза полная ее от решенность от окружающей поэта действи тельности, жизни и природы Сибири. Экзо тические страны, Париж с его шумными бульварами и пестрой толпой — излюблен ные темы ранних стихотворений Н. Янчев ского. Жизнь представлялась ему маскара дом с неизбежной в конце кровавой и нелепой, развязкой. Н. Чужак, написавший о нем в дореволюционное время большую статью, говорил о свойственном поэту «бодлеризме», преобладании болезненных мотивов в творчестве. Критик указывал на «трагическую обнаженность его мотивов, вскрывающих мучительную повесть изло манной души»2. По замечанию Н. Чужака, в творчестве Н. Янчевского звучали ноты та кой «безграничной усталости и такого безысходного отчаяния, что не хватает уже сил ни для протеста, ни для крика»3. К новой жизни возродил поэта Октябрь. Революция наполнила его творчество жиз нерадостным мироощущением, пробудила веру в человека, в творческие созидатель 1 В. Ш а н я в е ц , Сибирские поэты револю ции. «Сиб. огни» 1922, № 1, стр. 165. 2 Н. Ч у ж а к . Сибирские поэты и их твор чество. Изд. 2. Книгоиздательство «Искры», Иркутск, стр. 59. 3 Там же, стр. 62. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2