Сибирские огни, 1967, № 11

мана. Писать же приходились о многом. О помощи голодающему Питеру и об импе­ риалистических происках на Дальнем Восто­ ке, об отношении к чехам и бандах Семе­ нова и Унгерна, о голоде Поволжья и политической учебе красноармейцев. В ха­ рактерной «зазубринской» манере написаны статьи «Сильный противник», «У газеты (мимоходом)», очерк «О том, кого уже нег». Это не просто газетные статьи, а скорее бытовые сцены, зарисовки с натуры, схва­ ченные острым глазом художника. В них впервые появляется у В. Зазубрина и корот­ кая, рубленая фраза, которая вскоре станет доминирующей в стилевой манере «Двух миров» 12 августа 1921 года в юбилейном номе­ ре «Красного стрелка», посвященном тре­ тьей годовщине 5-й армии, напечатана бы­ ла двумя подвалами первая глава будущего романа «Два мира». В примечании от редак­ ции говорилось: «Редакция помещает на­ стоящий отрывок из большой работы од­ ного из своих сотрудников, находя, что в годовщину 5-й армии не лишне вспомнить и тех, кого разбила, уничтожила она своим победоносным натиском». Последний раз отрывок из романа по­ явился в газете 9 октября. Вскоре «Два ми­ ра» в издании Политуправления 5-й армии вышли отдельной книгой. Издание ее совпа­ ло с четвертой годовщиной Октября. Книге, написанной армейским политработником, суждено было стать первым советским ро­ маном. О «Двух мирах» В. Зазубрина с по­ хвалой отзывались В. И. Ленин и А. В. Лу­ начарский, М. Горький и Б. Лавренев. Кни­ га инсценировалась на красноармейских сце­ нах, зачитывалась до дыр в крестьянских коммунах, и только в двадцатые годы вы­ держала до десяти изданий. Показательно, что первые печатные от­ клики на «Два мира» появились опять-таки на страницах «Красного стрелка». Уже 17 ноября 1921 года газета помещает рецен­ зию В. Наумова на книгу. «Естественно и реально,— по словам рецензента,— высту­ пают здесь во всех своих образах два ми­ ра, борющихся не на жизнь, а на смерть». Рецензент «Красного стрелка» подчеркива­ ет, что произведение В. Зазубрина вызыва­ ет «громадный интерес» среди красноармей­ цев, недавних участников борьбы с колча­ ковщиной. «Мне один из товарищей за­ явил,— рассказывает он,— что он был не рад, когда начал читать роман «Два мира» в хозяйственной команде штаба Сибтруд- бригады, потому что трудовцы ему не дава­ ли спать до 2 часов ночи, говоря: «Читай, читай! Я вот здесь был и мне очень инте­ ресно». Свою статью первый рецензент романа заканчивал словами, полными глубокого смысла: «Старый мир! Эта книга свидетель­ ствует против тебя, и это правда». В конце декабря того же 1921 года в 266 номере «Красного стрелка» на книгу В. Зазубрина появилась новая рецензия. Очевидно, редакция придавала, и не без основания, большое воспитательное, агита­ ционное значение роману. Автор рецензии с удовлетворением отмечает, что писа­ тель в изображении двух миров «во мно­ гом сумел остаться объективным», что глав­ ное в романе не в удаче тех или иных пер­ сонажей, не в занимательности фабулы, а в ряде живых картин, нарисованных с не­ сомненным талантом. «Страницы романа,— заключает рецензент,— пахнут кровью и дымом,— кровью, еще не высохшей, дымом, еще не рассеявшимся,— длинный ряд иллю­ страций к борьбе двух миров». Так оправ­ далась установка писателя на использова­ ние «агитационной мощи художественного слова». Роман стал одним из примечатель­ ных явлений молодой советской литерату­ ры. В. Зазубрину подражали, у него учи­ лись и Б. Лавренев, и Л. Сейфуллина, и многие другие зачинатели и ветераны ново­ го искусства. Показательно, что и «Сибир­ ские огни» — старейший советский журнал в Сибири — свое рождение ознаменовали приветствием роману и его автору, опубли­ ковав в первом же номере сочувственную статью Валериана Правдухина. Широкий интерес массового читателя, печати и литературной общественности к книге молодого сибирского литератора от­ нюдь не был случайным. В. Зазубрин в своем романе одним из первых в советской литературе обратился к эпическому изобра­ жению движения народных масс в револю­ ции. Главный герой его книги — народ, тру­ дящиеся массы Сибири, поднявшиеся на сознательную, активную борьбу с темными силами контрреволюции. Борьба двух про­ тивоборствующих лагерей определяет идей­ ное, композиционное, сюжетное и стилевое своеобразие ро„ына, подчеркнутую контра­ стность всего повествования, начиная с отдельных эпизодов и сцен и кончая общей картиной двух резко противостоящих друг другу общественных сил, столкнувшихся в открытой смертельной схватке. Роман В. Зазубрина стал книгой-бой- цом, произведением, которое утверждало великую правду революции и работало на революцию. Многочисленных читателей вол­ новала суровая правда, рассказанная художником о нелегкой борьбе, которую вели трудящиеся Сибири с кровавой вакха­ налией колчаковщины. В фабуле романа немало крови и жестокостей разного рода — расстрелы, порки, насилия. Надо ли было обо всем этом писать? Еще А. В. Луначар­ ский, оценивая «Два мира», ответил на этот вопрос утвердительно: народ должен знать о том, в каких муках рождался новый мир. Книга в основе своей строго докумен­ тальна. Создавая роман о гражданской войне в Сибири, В. Зазубрин не искажал действительности, не впадал в кровавые галлюцинации — он правдиво рисовал дей­ ствительность такой, какой наблюдал ее и знал по рассказам очевидцев, участников описываемых событий, Мало того, в свое 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2