Сибирские огни, 1967, № 11
хи. Поэтические произведения И. Славнина определяли в известной мере литературный уровень «Красного стрелка», отражали в какой-то степени вкусы и представления ре дакции 6 новом революционном искусстве. Любопытно в этом отношении одно из вы ступлений газеты. 8 марта 1921 года, она писала, обращаясь к молодым авторам: «Некоторые товарищи говорят, что редак ция печатает в «Красных звонах» только стихи Игоря Славнина, в которых «ничего не поймешь». Это неверно. Мы знаем, что стихи Славнина иногда не совсем понятны. Но если товарищи захотят серьезно пора- зобраться в стихах, как следует почитать их, то они увидят, что в стихах Славнина есть много интересного, чему можно по учиться начинающим поэтам. В них есть ин тересные образы, интересные созвучия, а главное — в них есть сила. Их нельзя чи тать тихим голосом, плавно, как это обычно делают, их нужно читать громко, отрыви сто, потому что они по ритму соответству ют не спокойному времени, а револю ции, восстанию, борьбе. В этом их цен ность». И действительно, стихи И. Славнина эмоционально заразительны. Они почти на чисто лишены риторики, безнадежно погу бившей многие произведения первых лет революции. Пафос их достигается иными средствами. Перед нами живой человек с горячей, пульсирующей кровью, человек, всеми клеточками сердца и мозга своего принявший пролетарскую революцию и ставший ее вдохновенным певцом и глаша таем. Он покоряет читателя своей страстно стью, бьющим через край половодьем чувств раскованной личности, для которой мир стал ареной вселенской радости и борьбы. Его стихи динамичны, полны экспрессии. Поэт предпочитает солнечные краски и звон кие, звучные эпитеты. Для поэтики И. Слав нина характерны масштабность, какая-то хмельная, буйная праздничность интонаций, и все это подается крупным планом, разма шисто и ярко: «В небо свой крик бросаем мы брызгами красных звезд», «забился в истерике мировой барабан». В стихах у не го «вечность кружится, играет с бурями, в наших горит зрачках», «рассыпается в мол ниях огнеликий восход». Электричество же обязательно кричит: «Вот вспыхнуло, кри чит электричество, мировой рефлектор го рит». В другой раз он напишет: «Бейте по звонкой наковальне, рассыпайте горящий хмель», или: «Закинем наши знамена в крас ное солнце борьбы». Один из излюбленных мотивов поэта — мотив восстаний, револю ционного пожара, когда «знамена красные играют с тучами, восстаний хлещется язык», когда «оркестр разыгрывает мировую сим фонию тысячами тысяч голосов». В стихах И. Славнина «мечутся языки пламени, вос станий метет пурга». Поэт был горд тем, что родина его первой в мире совершила социалистическую революцию. Одно из своих стихотворений он начинает призна нием: Серпу и молоту верные. Грядущее держим в руке,— Это мы зажигали первые Хлопья красных ракет. Впечатлительная муза поэта сотнями струн откликается на события великой революционной эпохи. -Из-под пера его выхо дят стихи о Красной Армии и Коминтерне, об угнетенных народах Индии и Японии, о со крушительном разгроме чванливых баро нов — Врангеля в Крыму и Унгерна в Мон голии. Он пишет о русском рабочем, крова вом воскресении, о февральской революции и октябрьском штурме. Вот названия неко торых его стихов, опубликованных на стра ницах «Красного стрелка»: «Восток», «Куз ница гнева», «Народам Востока», «Красной Армии», «Митинг», «Мы», «Рабочий», «Сталь», «Февраль 1917», «Слепым», «1905—- 1921». И. Славнину присуще было обостренное чувство времени, живое ощущение творя щейся на его глазах истории. «Мы — звон кого мира вестники»,— говорит он в одном из стихотворений. В своем творчестве поэт стремился передать в ритмах, образах, ин тонациях, самом строе стиха эту взбудора- женность эпохи, когда «строки змеятся кри ками, победа горит в руке». Имя И. Славнина, одного из талантли вых запевал молодой советской поэзии в Сибири, сейчас полностью забыто. О нем нет ни одной статьи. Напрасно стали бы мы искать ссылки на его имя в литературовед ческих работах, в библиографических спра вочниках. Стихи И. Славнина не собраны и не известны даже специалистам. А между тем, поэт был не только оригинальным и ярким певцом революции, но и прямым по этическим наставником таких советских ли тераторов первого призыва, как Иосиф Ут кин, Михаил Скуратов, Джек Алтаузен, Ва лерий Друзин, Павел Чихачев и др. Поэзия И. Славнина, овеянная горячим дыханием социалистической революции, должна быть возвращена нашим читателям, а имя поэ та — истории советской литературы. «Красному стрелку» во многом был обя зан своим писательским рождением и Вла димир Зазубрин. В предисловии к второму изданию своего романа «Два мира» он пи сал: «Книга эта написана в 1921 году. В то время я был армейским политработником (редактировал ежедневную газету пуарма 5 — «Красный стрелок»)... Профессия и должность ко многому обязывали и отнима ли много времени». По словам В. Зазубри на, перегруженность журналистской работой отрицательно сказалась на художественной стороне романа. И все же именно профессия и должность политработника и газетчика в немалой степени способствовали становле нию его как писателя. В «Красном стрелке», на страницах именно этой красноармейской газеты, оттачивался его стиль, вырабатыва лась своя манера видеть и изображать мир и людей. Здесь он писал передовицы, печа тал зарисовки и эскизы с натуры, публицис тические статьи и очерки, здесь же впервые опубликовал и отдельные главы своего ро 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2