Сибирские огни, 1967, № 11

хи. Поэтические произведения И. Славнина определяли в известной мере литературный уровень «Красного стрелка», отражали в какой-то степени вкусы и представления ре­ дакции 6 новом революционном искусстве. Любопытно в этом отношении одно из вы­ ступлений газеты. 8 марта 1921 года, она писала, обращаясь к молодым авторам: «Некоторые товарищи говорят, что редак­ ция печатает в «Красных звонах» только стихи Игоря Славнина, в которых «ничего не поймешь». Это неверно. Мы знаем, что стихи Славнина иногда не совсем понятны. Но если товарищи захотят серьезно пора- зобраться в стихах, как следует почитать их, то они увидят, что в стихах Славнина есть много интересного, чему можно по­ учиться начинающим поэтам. В них есть ин­ тересные образы, интересные созвучия, а главное — в них есть сила. Их нельзя чи­ тать тихим голосом, плавно, как это обычно делают, их нужно читать громко, отрыви­ сто, потому что они по ритму соответству­ ют не спокойному времени, а револю­ ции, восстанию, борьбе. В этом их цен­ ность». И действительно, стихи И. Славнина эмоционально заразительны. Они почти на­ чисто лишены риторики, безнадежно погу­ бившей многие произведения первых лет революции. Пафос их достигается иными средствами. Перед нами живой человек с горячей, пульсирующей кровью, человек, всеми клеточками сердца и мозга своего принявший пролетарскую революцию и ставший ее вдохновенным певцом и глаша­ таем. Он покоряет читателя своей страстно­ стью, бьющим через край половодьем чувств раскованной личности, для которой мир стал ареной вселенской радости и борьбы. Его стихи динамичны, полны экспрессии. Поэт предпочитает солнечные краски и звон­ кие, звучные эпитеты. Для поэтики И. Слав­ нина характерны масштабность, какая-то хмельная, буйная праздничность интонаций, и все это подается крупным планом, разма­ шисто и ярко: «В небо свой крик бросаем мы брызгами красных звезд», «забился в истерике мировой барабан». В стихах у не­ го «вечность кружится, играет с бурями, в наших горит зрачках», «рассыпается в мол­ ниях огнеликий восход». Электричество же обязательно кричит: «Вот вспыхнуло, кри­ чит электричество, мировой рефлектор го­ рит». В другой раз он напишет: «Бейте по звонкой наковальне, рассыпайте горящий хмель», или: «Закинем наши знамена в крас­ ное солнце борьбы». Один из излюбленных мотивов поэта — мотив восстаний, револю­ ционного пожара, когда «знамена красные играют с тучами, восстаний хлещется язык», когда «оркестр разыгрывает мировую сим­ фонию тысячами тысяч голосов». В стихах И. Славнина «мечутся языки пламени, вос­ станий метет пурга». Поэт был горд тем, что родина его первой в мире совершила социалистическую революцию. Одно из своих стихотворений он начинает призна­ нием: Серпу и молоту верные. Грядущее держим в руке,— Это мы зажигали первые Хлопья красных ракет. Впечатлительная муза поэта сотнями струн откликается на события великой революционной эпохи. -Из-под пера его выхо­ дят стихи о Красной Армии и Коминтерне, об угнетенных народах Индии и Японии, о со­ крушительном разгроме чванливых баро­ нов — Врангеля в Крыму и Унгерна в Мон­ голии. Он пишет о русском рабочем, крова­ вом воскресении, о февральской революции и октябрьском штурме. Вот названия неко­ торых его стихов, опубликованных на стра­ ницах «Красного стрелка»: «Восток», «Куз­ ница гнева», «Народам Востока», «Красной Армии», «Митинг», «Мы», «Рабочий», «Сталь», «Февраль 1917», «Слепым», «1905—- 1921». И. Славнину присуще было обостренное чувство времени, живое ощущение творя­ щейся на его глазах истории. «Мы — звон­ кого мира вестники»,— говорит он в одном из стихотворений. В своем творчестве поэт стремился передать в ритмах, образах, ин­ тонациях, самом строе стиха эту взбудора- женность эпохи, когда «строки змеятся кри­ ками, победа горит в руке». Имя И. Славнина, одного из талантли­ вых запевал молодой советской поэзии в Сибири, сейчас полностью забыто. О нем нет ни одной статьи. Напрасно стали бы мы искать ссылки на его имя в литературовед­ ческих работах, в библиографических спра­ вочниках. Стихи И. Славнина не собраны и не известны даже специалистам. А между тем, поэт был не только оригинальным и ярким певцом революции, но и прямым по­ этическим наставником таких советских ли­ тераторов первого призыва, как Иосиф Ут­ кин, Михаил Скуратов, Джек Алтаузен, Ва­ лерий Друзин, Павел Чихачев и др. Поэзия И. Славнина, овеянная горячим дыханием социалистической революции, должна быть возвращена нашим читателям, а имя поэ­ та — истории советской литературы. «Красному стрелку» во многом был обя­ зан своим писательским рождением и Вла­ димир Зазубрин. В предисловии к второму изданию своего романа «Два мира» он пи­ сал: «Книга эта написана в 1921 году. В то время я был армейским политработником (редактировал ежедневную газету пуарма 5 — «Красный стрелок»)... Профессия и должность ко многому обязывали и отнима­ ли много времени». По словам В. Зазубри­ на, перегруженность журналистской работой отрицательно сказалась на художественной стороне романа. И все же именно профессия и должность политработника и газетчика в немалой степени способствовали становле­ нию его как писателя. В «Красном стрелке», на страницах именно этой красноармейской газеты, оттачивался его стиль, вырабатыва­ лась своя манера видеть и изображать мир и людей. Здесь он писал передовицы, печа­ тал зарисовки и эскизы с натуры, публицис­ тические статьи и очерки, здесь же впервые опубликовал и отдельные главы своего ро­ 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2