Сибирские огни, 1967, № 11
Негодование общее растет, Волнуется хозяин сада грозно; Девятый красный вал встает — Беги-ка, «кумушка», пока не поздно- В «Красном стрелке» печатались стихи В. Князева, С. Обрадовича, С. Городецкого, B. Маяковского и других популярных в то время поэтов. Василий Князев опубликовал здесь несколько стихотворений, посвящен ных борьбе с разрухой, восстановлению на родного хозяйства. «Трудоармейцу» и «О трудовой войне» — таковы названия его сти хов. Эта же тема звучит и в «Воскреснике» C. Городецкого и в стихотворении С. Обра довича «Дружный труд». Особенно интерес но и поэтически тонко решена тема труда в стихах С. Обрадовича. Открытая лозунго- вость и публицистичность стихов В. Князе ва сменяется у С. Обрадовича эстетически осмысленной картиной радостного созида тельного труда. Его «Дружный труд» по эмоциональному звучанию заставляет вспомнить знаменитую толстовскую сцену коллективного сенокоса из «Анны Карени ной». Так, казалось бы, совсем неожиданно, а, в сущности, вполне правомерно, стихот ворные строки пролетарского поэта, напи санные на злобу дня, внутренне переклика лись с лучшими страницами русской класСи,- ческой литературы, наглядно свидетельст вуя о преемственности традиций. Мотив революционного обновления мира звучит в «Третьем интернационале» В. Ма яковского, в стихотворениях С. Обрадовича «К борьбе» и С. Городецкого «Красная Ар мия». Редакция «Красного стрелка» стреми лась познакомить своих читателей — широ кую красноармейскую массу — с последним словом русской поэзии. Более того, она все делала для того, чтобы приохотить к лите ратурной работе талантливую молодежь из рабочих и крестьян, выдвигала литературно одаренных людей из среды красноармей цев. Начиная с ноября 1920 года в газете восстанавливается литературная страница под названием «Красные звоны». В обраще нии от редакции говорилось: «Год тому на зад прекратилось издание приложения к «Красному стрелку» — «Красные звоны». Там печатались рассказы и стихи красноар мейцев. Теперь мы снова начинаем изда вать страницу «Красные звоны». Большин ство товарищей, ответивших на нашу анке ту, писали о желательности такой странички и обещали писать в нее. Пишите, товарищи, не стесняйтесь, начинающие поэты! Из та ких страничек создается новая, могучая, пролетарская поэзия» («Красный стрелок», 1920, 16 ноября). 23 ноября газета публику ет стихотворное обращение к читателям на ту же тему: Пиши, рабочий и крестьянин! Писать и нам пришла гора! Дитя неволи и страданья. Бери оружие пера ...Пусть наше огненное слово Пылает мыслью и борьбой, Пусть засияет жизнью новой И брызжет дерзостью святой. «Красные звоны» стали появляться в га« зете регулярно, не менее одного раза в не делю. Наряду с известными поэтами, здесь печатались начинающие авторы. Так, 12 фев раля 1921 года на литературной странице «Красные звоны» опубликовал под псевдо нимом М. Бельский свое первое стихотворе ние «Золото» М. Скуратов. В письме авто ру этой статьи он вспоминает о столь зна чительном событии в своей писательской биографии: «Теперь-то я могу точно уста новить, что день 12 февраля 1921 года был днем моего литературного крещения. А ку пелью стала — боевая газета 5-й Красной Армии — победительницы Колчака — «Крас ный стрелок», а моим восприемным отцом, литературным крестным стал поэт Игорь Славнин, заведовавший отделом поэзии в этой газете и принимавший во мне большое участие и много сделавший для моего лите ратурного развития. Я с благодарностью и теплотой его вспоминаю. Шутка ли, он был тот человек, кто первый напечатал мое сти хотворение». В газете постоянно печатались «Ответы поэтам», где давалась квалифицированная оценка и разбор произведений, присланных в редакцию. Часто эти «Ответы» писались Игорем Славниным, одним из наиболее одаренных литературных сотрудников «Красного стрелка». Искусство, по мнению И. Славнина, призвано было отразить всю сложность и многогранность эпохи, передать в ритмах, в интонациях стиха величие вре мени. К этому он стремился прежде всего в своей собственной практике — в много численных стихах, появлявшихся в то вре мя на страницах газеты. Такого же живого ощущения времени требовал он и от начи нающих авторов. Показательны слова, ко торыми И. Славнин заканчивал одну из своих статей, обращенных к молодым поэ там: «Помните, что жизнь бесконечно мно гообразна и многокрасочна. Работайте, старайтесь, чтобы в ваших стихах, в самом построении их и ритме, в образах чувство валась душа сложного и великого времени, которое мы сейчас переживаем»1. Игорь Славнин был личностью на ред кость незаурядной. Гражданская война по мешала ему, как и Федору Лыткину, закон чить университет. В первые месяцы колча ковщины И. Славнин находился в Омске. Уже тогда А. Сорокин с присущей ему экстравагантностью в своей «Газете для курящих» называл его «гениальным поэтом». Вскоре И. Славнин попадает в Красную Ар мию, проходит с ней путь от Омска до степей Монголии, становится одним из ее вдохновенных певцов, ярким, талантливым, исключительно оригинальным революцион ным поэтом-лириком. По его творчеству легко проследить, как большие события эпохи преломлялись в сердце поэта, чтобы отлиться в звонкие, искренние и свежие сти- ' И. С л а в н и н . Начинающим поэтам, «Красный стрелок», 1920, 16 ноября. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2