Сибирские огни, 1967, № 11

Негодование общее растет, Волнуется хозяин сада грозно; Девятый красный вал встает — Беги-ка, «кумушка», пока не поздно- В «Красном стрелке» печатались стихи В. Князева, С. Обрадовича, С. Городецкого, B. Маяковского и других популярных в то время поэтов. Василий Князев опубликовал здесь несколько стихотворений, посвящен­ ных борьбе с разрухой, восстановлению на­ родного хозяйства. «Трудоармейцу» и «О трудовой войне» — таковы названия его сти­ хов. Эта же тема звучит и в «Воскреснике» C. Городецкого и в стихотворении С. Обра­ довича «Дружный труд». Особенно интерес­ но и поэтически тонко решена тема труда в стихах С. Обрадовича. Открытая лозунго- вость и публицистичность стихов В. Князе­ ва сменяется у С. Обрадовича эстетически осмысленной картиной радостного созида­ тельного труда. Его «Дружный труд» по эмоциональному звучанию заставляет вспомнить знаменитую толстовскую сцену коллективного сенокоса из «Анны Карени­ ной». Так, казалось бы, совсем неожиданно, а, в сущности, вполне правомерно, стихот­ ворные строки пролетарского поэта, напи­ санные на злобу дня, внутренне переклика­ лись с лучшими страницами русской класСи,- ческой литературы, наглядно свидетельст­ вуя о преемственности традиций. Мотив революционного обновления мира звучит в «Третьем интернационале» В. Ма­ яковского, в стихотворениях С. Обрадовича «К борьбе» и С. Городецкого «Красная Ар­ мия». Редакция «Красного стрелка» стреми­ лась познакомить своих читателей — широ­ кую красноармейскую массу — с последним словом русской поэзии. Более того, она все делала для того, чтобы приохотить к лите­ ратурной работе талантливую молодежь из рабочих и крестьян, выдвигала литературно одаренных людей из среды красноармей­ цев. Начиная с ноября 1920 года в газете восстанавливается литературная страница под названием «Красные звоны». В обраще­ нии от редакции говорилось: «Год тому на­ зад прекратилось издание приложения к «Красному стрелку» — «Красные звоны». Там печатались рассказы и стихи красноар­ мейцев. Теперь мы снова начинаем изда­ вать страницу «Красные звоны». Большин­ ство товарищей, ответивших на нашу анке­ ту, писали о желательности такой странички и обещали писать в нее. Пишите, товарищи, не стесняйтесь, начинающие поэты! Из та­ ких страничек создается новая, могучая, пролетарская поэзия» («Красный стрелок», 1920, 16 ноября). 23 ноября газета публику­ ет стихотворное обращение к читателям на ту же тему: Пиши, рабочий и крестьянин! Писать и нам пришла гора! Дитя неволи и страданья. Бери оружие пера ...Пусть наше огненное слово Пылает мыслью и борьбой, Пусть засияет жизнью новой И брызжет дерзостью святой. «Красные звоны» стали появляться в га« зете регулярно, не менее одного раза в не­ делю. Наряду с известными поэтами, здесь печатались начинающие авторы. Так, 12 фев­ раля 1921 года на литературной странице «Красные звоны» опубликовал под псевдо­ нимом М. Бельский свое первое стихотворе­ ние «Золото» М. Скуратов. В письме авто­ ру этой статьи он вспоминает о столь зна­ чительном событии в своей писательской биографии: «Теперь-то я могу точно уста­ новить, что день 12 февраля 1921 года был днем моего литературного крещения. А ку­ пелью стала — боевая газета 5-й Красной Армии — победительницы Колчака — «Крас­ ный стрелок», а моим восприемным отцом, литературным крестным стал поэт Игорь Славнин, заведовавший отделом поэзии в этой газете и принимавший во мне большое участие и много сделавший для моего лите­ ратурного развития. Я с благодарностью и теплотой его вспоминаю. Шутка ли, он был тот человек, кто первый напечатал мое сти­ хотворение». В газете постоянно печатались «Ответы поэтам», где давалась квалифицированная оценка и разбор произведений, присланных в редакцию. Часто эти «Ответы» писались Игорем Славниным, одним из наиболее одаренных литературных сотрудников «Красного стрелка». Искусство, по мнению И. Славнина, призвано было отразить всю сложность и многогранность эпохи, передать в ритмах, в интонациях стиха величие вре­ мени. К этому он стремился прежде всего в своей собственной практике — в много­ численных стихах, появлявшихся в то вре­ мя на страницах газеты. Такого же живого ощущения времени требовал он и от начи­ нающих авторов. Показательны слова, ко­ торыми И. Славнин заканчивал одну из своих статей, обращенных к молодым поэ­ там: «Помните, что жизнь бесконечно мно­ гообразна и многокрасочна. Работайте, старайтесь, чтобы в ваших стихах, в самом построении их и ритме, в образах чувство­ валась душа сложного и великого времени, которое мы сейчас переживаем»1. Игорь Славнин был личностью на ред­ кость незаурядной. Гражданская война по­ мешала ему, как и Федору Лыткину, закон­ чить университет. В первые месяцы колча­ ковщины И. Славнин находился в Омске. Уже тогда А. Сорокин с присущей ему экстравагантностью в своей «Газете для курящих» называл его «гениальным поэтом». Вскоре И. Славнин попадает в Красную Ар­ мию, проходит с ней путь от Омска до степей Монголии, становится одним из ее вдохновенных певцов, ярким, талантливым, исключительно оригинальным революцион­ ным поэтом-лириком. По его творчеству легко проследить, как большие события эпохи преломлялись в сердце поэта, чтобы отлиться в звонкие, искренние и свежие сти- ' И. С л а в н и н . Начинающим поэтам, «Красный стрелок», 1920, 16 ноября. 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2