Сибирские огни, 1967, № 11

Или: Дал я фронту все, что мог В красную недельку,— Эй, браток, не рви сапог, Береги шинельку! (« К р асн ы й ст релок », 1920, 20 н о я б р я ). Откровенная агитационность — отличи­ тельный признак многих стихов и частушек поэта. Особое его внимание привлекали со­ общения с польского фронта. Так, 5 сентяб­ ря 1920 г. за подписью В. Кумача опубли­ кована была заметка «Делят шкуру» — отклик на выступление польской газеты «Курьер варшавский», в которой сообща­ лось о том, как польские паны продают и покупают не завоеванные еще ими русские земли. А уже 17 сентября в «Красном стрелке» появляются частушки поэта: Разобьем мы пана в пыль, Врангель в море скатится. От испуга сам Черчилль За Ллойд-Джорджа спрячется« ...Красна роза сладко пахнет, Да шипы колючие,— Всем врагам по шее ахнет Армия могучая. В «Советской Варшавянке» («Красный стрелок», 1920, № 182) В. Кумач, используя ритмы популярной революционной песни, стремится создать новый боевой гимн Красной Армии: Вихри враждебные нам не опасны, Черные силы мы в прах разметем. Реют над нами на знамени красном Молот рабочий с крестьянским серпом. Кровавая авантюра Пилсудского вызва­ ла целый поток стихотворных откликов на страницах «Красного стрелка». 20 июня 1920 года здесь появляется стихотворение Д. Попова «Слово о Польше». 30 июля га­ зета публикует стихи Д. Бедного «Нашим братьям польским крестьянам». 7 сентября вся четвертая полоса отводится под его же стихотворение «Удивительная история про польского пана Ганория, про несчастного хлопа-поляка и про виелинского рака». О Польше пролетарской и Польше пан­ ской пишет в своем стихотворении «Две Польши» Е. Долгоруков («Красный стре­ лок», 1920, 30 июня). Н. Колесников, поэт, часто печатавший­ ся в то время в «Красном стрелке», откли­ кается на борьбу с панской Польшей целой серией сатирических песенок, написанных на мотивы популярных романсов и городского фольклора Вообще следует заметить, что использо­ вание традиционных поэтических и особен­ но песенных форм, своеобразное пародиро­ вание широко распространенных стихов и песен в поэзии периода гражданской войны было весьма распространенным явлением. Повседневно рождающееся новое революци­ онное содержание не находило еще на перо­ вых порах адекватной, соответствующей ему художественной формы. Это приводи­ ло к определенным издержкам, к снижению качества произведения. Но подобное об­ стоятельство, видимо, мало смущало самих авторов агитационных стихов. Нарождаю­ щаяся новая литература находилась все вре­ мя в движении, поиске, становлении. Одним из путей, по которому устремлялась новая поэзия, как раз явилось обращение к моти­ вам фольклора, стремление приспособить его к новому содержанию. К этому приему прибегали, как мы видели, и С. Третьяков, и В. Лебедев-Кумач, и поэт «Красного стрелка» Н. Колесников, и многие, зачастую безымянные авторы популярных партизан­ ских песен. Особенно характерны в этом от­ ношении стихи Н. Колесникова. Своей са­ тирической «Песенке пана Пилсудского» («Красный стрелок», 1920, № 128, 1 июля) он дает подзаголовок: «На мотив романса «Хризантемы». Эта ссылка, мгновенно вы­ зывая в памяти читателя знакомый текст романса, по контрасту с ним усиливала са­ тирическое звучание «Песенки» о незадач­ ливом горе-завоевателе. По тому же прин­ ципу построен и его «Шляхетский шарабан (10001 пародия на всем известную песен­ ку)»: Тебя Антанта мне подарила, Мадонна Санкта благословила. Ах, шарабан мой, ах, шарабан! Я — польский шляхтич, вельможный пан« Мечтал в Москве я в тебе кататься, Увы, из Гродно пришлось убраться. Ах, шарабан мой. ах, шарабан! Пропал навеки роскошный план. Побит не в шутку: болит ьсе тело. Стал драной уткой орел мой белый« И Т. Д. Для подобных стихов характерной была их исключительная оперативность. «Шляхет­ ский шарабан», в частности, был опублико­ ван в том же номере («Красный стрелок», 1920, № 150, 27 июля), в котором передови­ ца и добрая половина первой полосы были заняты статьями и сводками о сокрушитель­ ном разгроме Красной Армией поляков под Гродно. «Лихим ударом нашей конни­ цы,— сообщалось в газете,— 19 июля занят гор. Гродно. Взято в плен 1000 польских кавалеристов, в числе трофеев три танка, орудия и пр.» Н. Колесников не раз и позднее прибе­ гал к переосмыслению фольклорных форм в своих' публицистических стихах и фельето­ нах. Так, 20 июля 1920 года он опубликовал «Маленький фельетон» с подзаголовком «Из желтой переписки», направленный сво­ им острием против обанкротившихся пар­ тий эсеров и меньшевиков. Начинался он так: Подруженька, машерочка, Голубушка-эсерочка, О, как же нам ужасно не везет! Навеки, наша милочка, Пропала «Учредилочка», Повсюду власть Советская растет.« На японскую интервенцию газета отве­ тила басней «Японская лиса в сибирском винограднике», которая кончалась таким напутствием: 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2