Сибирские огни, 1967, № 11
¡главки: «ДВР», «Байкал», «Прибайкаль ские тоннели», «Ангара», «Тобол», «Урал». Все они,^ словно выхваченные мгновенной 'вспышкой магния, на короткое время воз никают перед читателем своими отдельны ми, ярко освещенными, поданными круп ным планом деталями, гранями. Через эти .детали, зарисовки пейзажа поэт стремится Доказать Сибирь, взбудораженную револю цией и гражданской войной. Живописная образность, выразительные зарисовки, мно гоцветье красок перемежаются здесь с футуристической изощренностью языка и стиля Наблюдая истерзанную войной, опален ную бурями революции родину, поэт нахо дит для нее проникновенные, сыновние сло ва: В пригоршнях своих пронесем их. Слова эти, как на блюде! Можно все забыть, но России Никогда не забудут люди Одним из наиболее последовательных и ¡ярых глашатаев футуризма, как во Влади востоке, так и в Чите особенно, выступал, не останавливаясь перед крайностью выво дов и резкостью формулировок, Николай Чужак, утверждавший, что «футуризм есть кервый революционный камень новой эсте тики». В 1921 г. в Чите вышла его книга «К диалектике искусства», посвященная те оретическому обоснованию футуризма, за щите тезиса «от реализма до искусства как одной из производственных форм». Позиция Н. Чужака встретила резкую и Во многом справедливую критику со сторо ны «Сибирских огней», опубликовавших ¡большие статьи о нем К. Грасиса и Ь. Правдухина. Критиковали Н. Чужака за рсевдореволюционные теории и в столичной печати. В свою очередь эта критика вызва ла к жизни новую его остро полемическую книгу «Через головы критиков», изданную ¡вЧите же в 1922 году. Возражая В. Прав- Духину, нападавшему на футуризм, Н. Чу- как пытается сформулировать свое пони кание задач назначения искусства и вооб ще всей новой пролетарской культуры. Ратуя за новое искусство, стремясь пред ъявить футуризм чуть ли не единственным :го выразителем, он нередко впадает в Оульгаризаторство и упрощенчество, дого вариваясь до полного отрицания старой культуры. В книге его содержатся грубые ¡ыпады против Шопена и других выдаю щихся представителей классического насле дия. Полемику со своими критиками Н. Чу дак ведет в недозволенно грубом тоне, доказательны в данном случае его оценки !еятельности А. В. Луначарского, которого н считал врагом номер один всякой новой ¡ультуры. «Луначарский,— заявляет он,— !сть наиболее вредная фигура на пути куль турно-классового, именно классового, само- Юзнания рабочего класса»* 1. Но и этого фому апологету футуризма показалось, 1 Н. Ч у ж а к . Через головы критиков. Чи- 'а, 1922, стр. 33. очевидно, мало. Несколькими строчками ниже он аттестует первого наркома просве щения как прямого выразителя мещанства, называет его «постепенно реставрирующим ся обывателем»1. Читая эти и подобные им рассуждения будущего теоретика Лефа, невольно вспо минаешь оброненную о нем мимоходом фразу из письма В. И. Ленина к А. М. Горь кому: «А Чужак — дура петая, махровая, С претензиями»2. Небезынтересно отметить, что сам А. В. Луначарский, узнав о писаниях Чу жака, весело посмеялся над ними. В 1923 году, когда Чужак уже находился в Моск ве, А. В. Луначарский писал в «Правде»: «Что касается до Чужака, то он где-то да же, как мне рассказывают, специально ру гался... и указывал на то, что злодеем, окрашенным во все цвета пессимизма и ме шающим правильному росту русского ис кусства, являюсь именно я»3. Здесь же A. В. Луначарский заметил, что собирался одно время даже написать статью «о гри масах Лефа», чтобы «немного посмеяться над той околесицей, которую... разводил в качестве глубокой теории коммунистическо го футуризма Чужак»4. Даже самих футу ристов коробила эта дубовая прямолиней ность их защитника. П. Незнамов, напри мер, признается, что Чужак «защищал футуризм с такими перегибами, что объяс нить' это можно было отсутствием такта, а также специальных знаний»56. Так или иначе, но в Чите в самом начале 20-х годов ключом била литературная жизнь — устраивались поэтические вечера и диспуты об искусстве, выпускались крити ческие и теоретические трактаты, литера турно-художественные сборники. Под пред седательством профессора М. К. Азадовско- го в январе 1922 года был создан историко-литературный кружок при инсти туте народного образования. По воскресень ям, два раза в месяц, проводились вечера литературы. Поэт В. Силлов на одном из вечеров выступил с докладом о поэзии B. Маяковского, П. Незнамов — о поэзии Бориса Пастернака. Специальный вечер был посвящен памяти Александра Блока. Круж ковцы делали доклады и спорили о поэзии Ф. Тютчева и А. Ахматовой. Осенью 1922 года читинцы выпустили литературно-худо жественный сборник «Камены». На его страницах опубликованы циклы стихов П. Дрягина, П. Незнамова, В. Силлова, Е. Титова, историко-литературные и этно графические статьи С. Третьякова, М. Аза- довского, В. Малаховского и др. Правда, многие стихотворения сборника лишены больших чувств и значительных тем. В боль- 1090 Н' ж а к- Через головы критиков. Чита. 1 и¿.¿у СТр. ОО. 2 В. И. Л е н и н . Сочинения, изд. 4, том 35 стр. 2. 9 А.', В. Л у н а ч а р с к и й . Собр. соч.. том 2. М„ 1964, стр. 253. 1 Там же, стр. 252—253. 6 См.: В. Маяковский в воспоминаниях сов ременников, стр. 357—358. 12* 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2