Сибирские огни, 1967, № 11

звучит в стихах С. Третьякова (в газете «Дальневосточное обозрение»): Смотрю веселые лица чужих. Россия —до дна мне родна ты! Я спокоен. Я видел зрачков ножи И ощущал сердец разрывные гранаты* ...Обезоруженные не опорочены — В полях позванивает сталь мотыг* Пришедшие сюда! Я спокоен, Когда молчание звончей пощечины, А взгляд — штык. Д а!1 Под псевдонимом Жень-Шень С. Треть­ яков печатает во владивостокских полуле­ гальных газетах стихотворные фельетоны в форме традиционных японских «танка», на­ сыщенные иронией и сарказмом, зло бичу­ ющие японских и белогвардейских генера­ лов. Он клеймит позором японского генера­ ла Оой, два года топтавшего со своей сол­ датней многострадальную землю Приморья: Слушай вой. Генерал Оой. Два года, два года, два года (Не хмурь генеральские брови) Твоего, генерале, похода И нашей разбрызганной крови. Столь же хлесткими, точно нацеленны­ ми стихами встречает поэт и пришедшего на смену Оою другого японского генерала Та- чибана. Свой фельетон об этом кровавом «калифе на час» и его сподвижниках С. Третьяков выразительно озаглавил «Та- чибандиты». С щемящей болью пишет он о зверской расправе интервентов и белогвар- дейщины над руководителями дальневосточ­ ных трудящихся: Вспоминаю. Зажали. Не вырваться. Улиц вылакан рваный позор, А где-то удавлен Сибирцев, А где-то сожжен Лазо. Во Владивостоке вышел и один из пер­ вых стихотворных сборников С. Третьякова «Железная пауза» (1919). Н. Асеев опубли­ ковал здесь в 1921 году свою «Бомбу» — книгу стихов, рожденных революцией и гражданской войной. В 1921— 1922 годах центр литературной жизни из Владивостока постепенно смеща­ ется к Чите, ставшей столицей буферной Дальневосточной республики. Весной 1921 года сюда приезжают С. Третьяков. Н. Чу­ жак, Н. Асеев, художник В. Пальмов. Вско­ ре они начинают издавать сатирический журнал «Дуболом» и готовить очередной, седьмой номер журнала «Творчество». В большом зале читинского народного собра­ ния, вмещавшем до тысячи человек, футу­ ристы организуют диспуты, митинги, лите­ ратурные вечера. Н. Чужак, С. Третьяков и др. выступают с докладами на такие темы, как искусство и революция, форма и содер­ жание в искусстве, эстетика и утилитаризм. Разумеется, в этих футуристических вы- ' Цит. по статье С. Третьякова «Штык Строк, «Новый леф», 1927, № 8—9, стр, 57. ступлениях было много и от позы, и от бравады, и немало явно нигилистических излишеств, но было и здоровое начало, чет­ ко сформулированное в одном из выступле­ ний С. Третьякова, ставшего в ДВР зам. министра просвещения. «Надо и нам,— го­ ворил он,— целиком, до дна и без отказа поставить искусство на революционно-поли­ тическую работу»1. Вечера футуристов пользовались у чи­ тинцев несомненной популярностью. Моло­ дежь распевала о них по городу даже ча­ стушки. Одну из таких песенок приводит в своих воспоминаниях об этом времени С. Третьяков: Мы Европе нос утрем, С нами не борись ты., По Чите у нас живьем Ходят футуристы. Петр Незнамов, один из активных уча­ стников литературной жизни Читы в те го­ ды, рассказывает в своих воспоминаниях:! «Самой существенной стороной деятельно­ сти в Чите были митинги об искусстве. Они собирали многочисленные аудитории. Они устраивались на разные темы: «О футуриз­ ме», «О непонятном в искусстве», «О поэзии Маяковского» и пр.,»2. По словам П. Нез- намова, один из таких митингов-вечеров, посвященных творчеству В. Маяковского, длился около шести часов при битком на­ битом огромном зале народного собрания. В. Маяковский стал своеобразным зн менем читинских футуристов. Показательно, что почти весь последний, седьмой номер журнала «Творчество» был посвящен В. Ма­ яковскому. Н. Чужак и С. Третьяков поме­ стили здесь о нем специальные статьи. Здесь же были напечатаны и материалы диспута по проблемам театра, в котором участвовали В. Маяковский и А. Луначар­ ский. В 1922 году в Чите выходит сборник «Сибирский мотив в поэзии», куда вошли статьи Н. Чужака, Н. Асеева, стихи о Сиби­ ри Д. Бурлюка и С. Третьякова. Небольшая поэма последнего, опубликованная в этом сборнике под названием «Путевка», вызва­ ла восторженный отзыв Н. Асеева. По его словам, «Путевка» это не больше и не мень­ ше, как «первый художественный охват Сибири после революции. Первая попытка художественного синтеза»...3. Бесспорно, Н. Асеев преувеличивал ху­ дожественные достоинства «Путевки». Поэ­ му С. Третьякова, выдержанную в подчерк­ нуто футуристической манере, теперь уже просто невозможно читать. Словесное шту­ карство и заумь безнадежно портят это интересно задуманное произведение. «Пу­ тевка» разбита на маленькие картинки- 1 С. Т р е т ь я к о в . Штык строк. «Новый Леф», 1927, № 8—9. стр. 65. г П. В. Н е з н а м о в . Маяковский в двад­ цатых годах. В сб. «В. Маяковский в воспоми­ наниях современников», ГИХЛ, 1963, стр. 358. 3 Н. А с е е в . Сибирская бась. В кн.. Н. жак. Сибирский мотив в поэзии, Чита, 1922, стр. 91, 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2