Сибирские огни, 1967, № 11
звучит в стихах С. Третьякова (в газете «Дальневосточное обозрение»): Смотрю веселые лица чужих. Россия —до дна мне родна ты! Я спокоен. Я видел зрачков ножи И ощущал сердец разрывные гранаты* ...Обезоруженные не опорочены — В полях позванивает сталь мотыг* Пришедшие сюда! Я спокоен, Когда молчание звончей пощечины, А взгляд — штык. Д а!1 Под псевдонимом Жень-Шень С. Треть яков печатает во владивостокских полуле гальных газетах стихотворные фельетоны в форме традиционных японских «танка», на сыщенные иронией и сарказмом, зло бичу ющие японских и белогвардейских генера лов. Он клеймит позором японского генера ла Оой, два года топтавшего со своей сол датней многострадальную землю Приморья: Слушай вой. Генерал Оой. Два года, два года, два года (Не хмурь генеральские брови) Твоего, генерале, похода И нашей разбрызганной крови. Столь же хлесткими, точно нацеленны ми стихами встречает поэт и пришедшего на смену Оою другого японского генерала Та- чибана. Свой фельетон об этом кровавом «калифе на час» и его сподвижниках С. Третьяков выразительно озаглавил «Та- чибандиты». С щемящей болью пишет он о зверской расправе интервентов и белогвар- дейщины над руководителями дальневосточ ных трудящихся: Вспоминаю. Зажали. Не вырваться. Улиц вылакан рваный позор, А где-то удавлен Сибирцев, А где-то сожжен Лазо. Во Владивостоке вышел и один из пер вых стихотворных сборников С. Третьякова «Железная пауза» (1919). Н. Асеев опубли ковал здесь в 1921 году свою «Бомбу» — книгу стихов, рожденных революцией и гражданской войной. В 1921— 1922 годах центр литературной жизни из Владивостока постепенно смеща ется к Чите, ставшей столицей буферной Дальневосточной республики. Весной 1921 года сюда приезжают С. Третьяков. Н. Чу жак, Н. Асеев, художник В. Пальмов. Вско ре они начинают издавать сатирический журнал «Дуболом» и готовить очередной, седьмой номер журнала «Творчество». В большом зале читинского народного собра ния, вмещавшем до тысячи человек, футу ристы организуют диспуты, митинги, лите ратурные вечера. Н. Чужак, С. Третьяков и др. выступают с докладами на такие темы, как искусство и революция, форма и содер жание в искусстве, эстетика и утилитаризм. Разумеется, в этих футуристических вы- ' Цит. по статье С. Третьякова «Штык Строк, «Новый леф», 1927, № 8—9, стр, 57. ступлениях было много и от позы, и от бравады, и немало явно нигилистических излишеств, но было и здоровое начало, чет ко сформулированное в одном из выступле ний С. Третьякова, ставшего в ДВР зам. министра просвещения. «Надо и нам,— го ворил он,— целиком, до дна и без отказа поставить искусство на революционно-поли тическую работу»1. Вечера футуристов пользовались у чи тинцев несомненной популярностью. Моло дежь распевала о них по городу даже ча стушки. Одну из таких песенок приводит в своих воспоминаниях об этом времени С. Третьяков: Мы Европе нос утрем, С нами не борись ты., По Чите у нас живьем Ходят футуристы. Петр Незнамов, один из активных уча стников литературной жизни Читы в те го ды, рассказывает в своих воспоминаниях:! «Самой существенной стороной деятельно сти в Чите были митинги об искусстве. Они собирали многочисленные аудитории. Они устраивались на разные темы: «О футуриз ме», «О непонятном в искусстве», «О поэзии Маяковского» и пр.,»2. По словам П. Нез- намова, один из таких митингов-вечеров, посвященных творчеству В. Маяковского, длился около шести часов при битком на битом огромном зале народного собрания. В. Маяковский стал своеобразным зн менем читинских футуристов. Показательно, что почти весь последний, седьмой номер журнала «Творчество» был посвящен В. Ма яковскому. Н. Чужак и С. Третьяков поме стили здесь о нем специальные статьи. Здесь же были напечатаны и материалы диспута по проблемам театра, в котором участвовали В. Маяковский и А. Луначар ский. В 1922 году в Чите выходит сборник «Сибирский мотив в поэзии», куда вошли статьи Н. Чужака, Н. Асеева, стихи о Сиби ри Д. Бурлюка и С. Третьякова. Небольшая поэма последнего, опубликованная в этом сборнике под названием «Путевка», вызва ла восторженный отзыв Н. Асеева. По его словам, «Путевка» это не больше и не мень ше, как «первый художественный охват Сибири после революции. Первая попытка художественного синтеза»...3. Бесспорно, Н. Асеев преувеличивал ху дожественные достоинства «Путевки». Поэ му С. Третьякова, выдержанную в подчерк нуто футуристической манере, теперь уже просто невозможно читать. Словесное шту карство и заумь безнадежно портят это интересно задуманное произведение. «Пу тевка» разбита на маленькие картинки- 1 С. Т р е т ь я к о в . Штык строк. «Новый Леф», 1927, № 8—9. стр. 65. г П. В. Н е з н а м о в . Маяковский в двад цатых годах. В сб. «В. Маяковский в воспоми наниях современников», ГИХЛ, 1963, стр. 358. 3 Н. А с е е в . Сибирская бась. В кн.. Н. жак. Сибирский мотив в поэзии, Чита, 1922, стр. 91, 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2