Сибирские огни, 1967, № 11
заканчивает полным едкого сарказма заме чанием: «Велика мощь Сибири, и Сибирь (может позволить судьбе выкуривать, как ;папиросы, жизнь талантливых людей». Так, доступными ему средствами, под присталь ным надзором колчаковской охранки, в са мом логове белогвардейщины простой рус ский интеллигент, чудаковатый омский ли тератор смело отстаивал свое человеческое достоинство, честь и совесть писателя. III Первые побеги молодой советской лите ратуры в Сибири, литературы революцион ной, по-настоящему боевой, рождавшейся в огне гражданской войны, были связаны с именами многих замечахельных лихера- торов, писавших сатирические стихи и фельетоны, воззвания и_5чёрк1ц_ра(>отав- ших в газетах легальных и нелегальных, создавших первые литературные, объедине ния и журналы на сибирской земле в са мый разгар борьбы. Так, в 1919 году во Владивостоке возникает литературно-худо жественное общество «Балаганчик», орта- низа юрами которого были П Асеев и С. Третьяков. «Балаганчик» обосновался в одном из подвалов, стены которого были обиты китайским ситцем с огромными ро зовыми маками по зеленому полю. Здесь устраивались литературные вечера, импро визированные спектакли, проводились кон курсы на лучшие стихи. Вскоре во Владивостоке возникает новое литературное объединение «Творчество». В него вошли Н. Чужак, С. Третьяков, Д. Бур- люк, С. Алымов, Н. Асеев, О. Петровская, В. Силлов, художник В. Пальмов. В основ ном это была группа литераторов-футури- стов, людей инициативных и изобретатель ных, стремившихся к созданию своего печатного органа. Первая попытка в этом на правлении окончилась неудачей — затеян ный С. Третьяковым и Н. Асеевым журнал «Бирюч» прекратил свое существование на первом же номере. Но это не обескуражило его организаторов. На место «Бирюча» при шел новый журнал «Творчество». «Власть в городе,— вспоминал позднее Н. Асеев,— фактически была в руках японцев, за пре делами города, в сопках,— в руках парти зан. Ощущение литературного полуподполья бодрило и поднимало силы. Николай Федо рович Чужак отстаивал в Далькоме необхо димость журнала. И наконец добился сво его. Футуризм был признан и усыновлен как литературное течение, боровшееся на стороне пролетариата»1. €. Третьяков позднее приравнивал зна чение журнала «Творчество» в истории рус ского футуризма к таким программным футуристическим изданиям, как «Искусство коммуны» и «Леф». Но дело, разумеется, не только в этом. Для нас историческое зна 1 Н. А с е е в . Октябрь на Дальнем, «Новый Леф», 1927, № 8—9, стр. 46. чение журнала «Творчество» сводятся не к его роли в истории футуризма, хотя бы и значительной, а к тому общественно-поли тическому резонансу, который приобрела деятельность литераторов, объединившихся вокруг журнала в период гражданской вой ны на Дальнем Востоке. «Творчество» на шло живой отклик в Чите и Верхнеудинске, Никольске-Уссурийске и Николаевске-на- Амуре. Н. Асеев вспоминал, что в журнал нередко приходили письма от партизан, за севших в дальневосточных сопках. «Сочув ствие к журналу и к нашей работе,— писал Н. Асеев,— поднимало и крепило нервы. Мы в городе, кишащем интервентами и контр разведчиками, чувствовали себя такими же литературными партизанами, беспокоящи ми сознание, делающими вылазки против беляков на литературном фронте, ободряю щими и перекликающимися со своими, ото шедшими в сопки и затаившимися в них»1, С. Третьяков, Н. Асеев, С. Алымов ак» тивно сотрудничали в дальневосточных га зетах, помещая в них злободневные фель етоны, полные острых политических наме ков, смелых выпадов против интервентов и белогвардейцев. Свои фельетоны Н. Асеев и С. Третьяков подписывали псевдонимом Буль-Буль. С. Алымов выступал под именем Кузьмы Жаха. Поэты оперативно и по-бое- вому реагировали на важнейшие события времени. На расправу японцев весной 1920 г. с корейцами все они откликнулись стихами, полными гнева и протеста. Н. Асе ев тогда писал: В воздухе, крик, пади и разбейся, В газету влейся красной строкой: Куда уводят бледных корейцев С глазами, поющими вечьый покой? «Корейцам,— вспоминал он позднее,— сти хами, мы, конечно, помогли мало, но пом ню сурово сдвинутые брови рабочего в трамвае, читавшего газету в тот день». Поэты-дальневосточники печатались не только в газетах. Они стремились использо вать любую возможность, чтобы выступить перед рабочей аудиторией. Н. Асеев читал свои стихи на многолюдном митинге перед портовыми грузчиками, С. Третьяков на ли тературных вечерах импровизировал купле ты на мотив «Гусар-Усачей»: Буржуйское сердце в тревоге Забилось, как старый фазан, Когда по притихшей дороге Зашагали полки партизан. Позже эти куплеты стали походной песней дальневосточных партизан. На японский пе реворот в городе, совершенный 4 апреля 1920 года, когда были разоружены красные войска и арестованы руководители Военно го Совета Лазо, Луцкий, Сибирцев, писате ли-дальневосточники ответили стихами, пол ными веры в неизбежный крах интервенции и конечное торжество революции. Эта вера 1 Н. А с е е в . Октябрь на Дальнем, «Новый Леф»,. 1927, № 8—9, стр. 46. 12 Сибирские огни № 11 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2