Сибирские огни, 1967, № 11
рассказы Ис. Гольдберга, Г. Гребенщико ва, В. Шишкова, С. Исакова и других си бирских литераторов, писавших, в основ ном, грустную летопись своей родины, охваченной смутными предчувствиями «не виданных мятежей» — ощущением надвигав шейся революции. Объективно многие про изведения «Сибирского рассвета» резко контрастировали с «творениями» откровен ных трубадуров колчаковщины. Поэтому нельзя не согласиться с выводом, к которо му пришел один из современных исследо вателей журнала, писавший о нем: «Сибир ский рассвет» представлял собой явление -сложное, противоречивое, но весьма приме чательное в обстановке, когда честность художника уже была подвигом»1. Необычайно сложной выглядела и лите ратурная жизнь Омска— столицы колча ковщины. К 1919 году сюда съехалось не мало литераторов из центральной России. Среди них были Ремизов, А. Толстой, Крандиевская, Лесная, Ауслендер, Олигер, Кондурушкин, Моравская2. К этим именам ■ следует прибавить ссыльного поэта-рабоче- го из Ярославля Ивана Малютина, сиби ряков Вс. Иванова, Ю. Сопова, И. Славни- на, Н. Шестакова, А. Новоселова, Г. Вятки на, А. Оленича-Гнененко. Положение многих из них было поистине трагическим в кош марных условиях колчаковщины. В. Зазуб рин, вспоминая о трагической гибели 10. Сопова, подорвавшегося на гранате во время дежурства в приемной у Колчака, справедливо заметил: «Гибель Ю. Сопова своего рода символ. Горе связавшим свою судьбу с судьбой уходящего, отживающего класса»3. Литераторы, оппозиционно настроенные по отношению к колчаковскому режиму, подобно А. Оленичу-Гнененко, вынуждены были уйти в подполье. Остальные фактиче ски не имели возможности печататься. Ан тон Сорокин во «Вступительном слове» к своей «Газете для курящих» писал: «Правда, моя газета будет маленькой, по тому что все запасы бумаги находятся у тех, кто изо дня в день печатает статьи политические и, затопляя газеты словопре ниями, не дают места приехавшим в Си бирь писателям»4. Сам же «король писате лей», как иногда любил себя именовать А. Сорокин, в этих условиях проявил осо бое мужество и гражданскую порядоч ность. В период колчаковщины его дом стал местом собраний всей художественной интеллигенции Омска. К нему охотно шли писатели, художники, музыканты. «Встречи писателей,— вспоминал впоследствии Вс. Иванов,— происходили обыкновенно V 1 Ю. С. П о с т н о в. Из истории литератур ной жизни Сибири в период Октябрьской револю ции и гражданской войны. В сб. «Культурное строительство в Сибири». Новосибирск. 1965, стр. 23. 2 Этих писателей упоминает А. Сорокин в своей «Газете для курящих», помеченной 4 фев раля 1919 г. 9 Цит. по сб.: «Художественная литература в Сибири». Новосибирск, 1927, стр. 12. ‘ «Сибирские огни». 1928, № 4, стр. 213. Антона Сорокина, который умел без изы сканной любезности, без натянутости, а с мягкой проницательностью сближать людей искусства»1. Но дело не только в этом. А. Сорокин открыто выступал в защиту художников, страдавших от произвола и беззакония. Он, как умел и как мог, проте стовал против режима Колчака. Из-под его добровольно надетой шутовской маски эксцентрика и полупомешанного чудака проглядывало суровое лицо обличителя. Для понимания его позиции очень много дает такой любопытный и упоминавшийся уже нами документ, как выпущенный им 4 февраля 1919 года листок-, поп названием «Газета для курящих» Эта «Газета» была напечатана крупным шрифтом в две колон ки на одной стороне небольшого листа се- рой курительной бумаги, пр.едназнач&вшей- ся обычно для~~махорки. Весь текст перво- го номера состоит из «Вступительного сло ва», подписанного весьма характерным об разом: «Редактор-издатель, национальный сибирский- писатель Антон Сорокин». Не менее оригинально и начало его «Слова». Оно открывалось так: «Я, Антон Сорокин, вздумал издавать газету, потому что ом ские редактора не печатают мои произве дения, но когда я посылал свои произведе ния, подписанные вымышленными именами, мои статьи и рассказы печатались Дока зав ограниченность ума омских редакто ров, я решил сам издавать газету»2. Выдерживая взятый тон, А. Сорокин сумел высказать в адрес колчаковской прессы и властей предержащих столько горьких и едких истин, что только прихо дится удивляться смелости писателя. Он с иронией пишет о том, что колчаковские га зеты, «испачканные политическими статья ми, шли на завертывания колбас, для рас топки печей и для других житейских це лей». Предлагая свою газету для курения, «национальный сибирский писатель» про сит своего читателя задуматься над пе чальной судьбой литераторов Сибири. На зывая имена Ивана Тачалова, Кондр. Ху дякова, Вс. Иванова, поэтов Игоря Слав- нина и Петра Сидорова, А. Сорокин прихо дит к выводу, что сибирский писатель об речен на голод и нищенство. «И вот поэт сидит на паперти Ильинской церкви и про сит подаяния. Не окурки ли жизни этих писатеяей? Не судьба ли курила и бросила в грязь их талант и ногой растоптала? Ку рите же газету Антона Сорокина и поду майте о великой Сибири и о писателях- окурках, придавленных грубой ногой жизни» С горечью пишет А. Сорокин о том, что в Сибири нет журналов, а «писатели тво рят вдохновенные мысли по кабакам, по тюрьмам». Свое «Вступительное слово» он 1 Вс. Иванов. Собр. соч., том 1. ГИХЛ. М„ 1958. стр. 23. 2 Цит. по фотокопии, любезно снятой для меня теперешним владельцем «Газеты для куря щих» Д. II. Славниным. В извлечениях «Газета» была перепечатана М. М. Басовым в ж. «Сибир ские огни». 1928. № 4. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2