Сибирские огни, 1967, № 11
ВАСИЛИЙ ТРУШКИН Л и тер а тур н а я Сибирь в годы революции V Процесс становления молодой советской литературы многогранен и сложен. Он еще недостаточно нами изучен. Многие инте ресные страницы его истории до сих пор должным образом не прочитаны. Прежде всего это относится к тем литературным явлениям и фактам, которые возникали на так называемой периферии, вдали от обще признанных политических и культурных центров. А между тем одна из ртличитрль- ных особенностей__ нарождавшейся совет ской литературы как раз и заключалась ийённо в «повсеместности» ее возникнове ния, в невиданной ранее массовой тяге “к творчеству, в своеобразной «децентрализа ции» литературной жизни гтрярта * Чрезвычайно интересной, насыщенной поисками новых форм, многообразием твор ческих индивидуальностей выглядела и ли.- тепатупна.я....жизчь Гибирц первых лет рево люции. Примечательно, что в Сибири был создан первый советский роман, что имен но здесь сразу же по окончании граждан ской войны возник один из старейших в стране советских журналов/ Вклад сибиря ков, внесенный в сокровищницу советской литературы, и значителен и бесспорен. К сожалению, мы этого подчас, как следу ет, не осознаем, не учитываем при характе ристике общелитературного процесса и тем самым невольно обедняем и, в сущности, искажаем его, а следовательно, искажаем и историческую перспективу развития ис кусства социалистического реализма. В не малой степени объясняется это слабым знанием конкретного историко-литератур ного материала вообще и материала, отно сящегося к Сибири, в частности. Изучение истории становления советской литературы в Сибири голько-только начинается, и де лается оно главным образом усилиями са мих сибиряков, критиков и литературове дов Н. Яновского, Еф. Беленького, А. Абра мовича, А. Татуико, Э. Шика, Ю. Постксва и других энтузиастов, снимающих одно за другим белые пятна на обширной карте рус ской советской литературы. А в дни пяти десятилетия великого Октября особенно по учительно и важно попристальней вглядеть ся в первые ростки ее, пробивавшиеся на об ширной сибирской земле в те суровые годы. Октябрьская революция до самых глу бин всколыхнула Сибирь. Из края в край прокатилась по ней вскоре высокая волна гражданской войны. «Грядущие грозы», которые смутно мерещились юным поэтам- сибирГякам Владимиру Пруссаку, Федору Лыткину и людям их поколений, стали до подлинной реальностью. Казалось бы, в это время^ до предела насыщенное электриче- скимтГ~~разрядами революции время оглу- шительных общественных катаклизмов, ког- да с грохотфм рушились вековые устои ' и В^МУКЭХ РОЖДаЛСЯ нгшый мир, рьчтр и? д о искусства и литературы. Но искусство про- ДояжЯлсГЗкйты Более того, рождалось но вое, массовое революционное искусство, появлялись первые побеги новой литерату ры. Партизаны Забайкалья слагали и пели песни о легендарном своем командире Павле Журавлеве и бое под Богдатыо, партизаны Приангарья выдвинули из сво ей среды талантливого по»та-самородкэ Реброва-Денисова. Особой популярностью пользовалось его стихотворение «Бой под Усть-Кутом». Были свои поэты и у енисейских и ми нусинских партизгш. Так, широкую извест ность в партизанской армии А. Д. Крав ченко и П. Е. Щетинкича приобрели стихи и песни Тимофея Рагозина, прошедшего вместе с армией весь долгий путь от Степ ного Баджея через Саянскую тайгу до Тувинских^дгорий и холмистых равнин Ми нусинска.’ Редкий номер партизанской га зеты «Соха и молот», выходившей в Ми нусинске осенью 1919 года, обходился без стихсз Т. Рагозина и других партизанских поэтов. Тимофей Рагозин в своей лирике 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2