Сибирские огни, 1967, № 11

е общем-то, мировосприятию Г. Суворова мотив равнодушия, безразличия природы к делам и страданиям человеческим. Но большинство стихов поэта утверждает как раз противоположное. Ведь обращение к природе у Г. Суворова, как правило,— это обращение к Родине. . Закалка охотника и солдата бросалась в глаза не только во внешнем облике Г. Су­ ворова, она чувствовалась и в его стихах. Невесть откуда появившийся после отгре­ мевшего боя косач (стихотворение «Ко­ сач») пробуждает вначале у лирического героя инстинкт охотника («рука к винтов­ ке»), но в следующее же мгновение глубо­ кое, сильное и светлое чувство гасит этот азартный порыв: Земляк! И предо мной голубые Встают папахи горных кедрачей, Как бы сквозь сон, сквозь шорохи лесные Я слышу ранний хохот косачей. Так без выстрела и «легла винтовка на... колени». Заключительные строки стихот­ ворения опять возвращают героя к солдат­ ским будням, хотя в них как будто речь идет все о тех же обычаях и приметах охотничьих: Охотник я. Я знаю толк в приметах: «Кто птицу бьет, тот зверя не убьет». Аромат родной стороны вызывали у Г. Суворова и прочитанные книги поэтов- сибиряков, письма друзей. «Край золото­ ликий» напоминал о себе то темным кры­ лом косача, то «пряным запахом брусни­ ки» (стихотворение «Брусника»). И каждое такое воспоминание восстанавливало силы, поднимало дух воина, закаляло его волю к победе: С какою дикой радостью приник я К брусничным зорям, тающим в траве. Но мне пора. Иду В глазах брусника. Как бы далекой родины привет. С большим нетерпением ждал Г. Суво­ ров выхода своей первой книги, готовив­ шейся к изданию в Ленинграде. Однако в свет она вышла уже после того, как бо­ евому другу поэта Олегу Корниенко при­ шлось написать роковые строки сестре Геор­ гия Суворова: «Вчера я был в том медсан­ бате, в который Гоша попал по ранению. Там точно узнал, что Гоша умер от ран. Ранен он был 12 февраля 1944 года. По­ хоронили его около деревни Криуши (на правом берегу Нарвы)...»1 Книга стихов с простым названием «Слово солдата» донесла до нас облик поэта, его строгие и звучные слова. И мы можем вслед за одним из первых рецен­ зентов книги погибшего поэта повторить' «Я никогда не видел Суворова, но я хоро­ шо могу его представить, и вовсе не пото­ му, что к книге его приложена фотография автора. А потому, что я прочел эту книгу»2. Пусть не всегда в стихах Г. Суворова «слова входили, как патрон в обойму» (Е. Стюарт). Ведь «ему жадно хотелось обо всем сказать сразу, сказать поспешно, торопясь, как будто он чувствовал, что не много времени ему отпущено»3. У него не было времени отделывать стихи. Но твор­ чество Г. Суворова — один из интересней­ ших и своеобразных аккордов советской поэзии военных лет, ставшей летописью ге­ роических подвигов советского народа в борьбе против фашизма. Гвардии лейтенанту и поэту Георгию Суворову, отдавшему жизнь свою за сча­ стье грядущих поколений, есть о чем рас­ сказать людям шестидесятых годов. 1 «Енисей», 1962. № 1, стр 145. 2 Звезда», 1947, № 6, стр. 130. 5 Н. Т и х о н о в . В книге «За советскую Ро­ дину», Л., 1940. стр. 232.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2