Сибирские огни, 1967, № 11
е общем-то, мировосприятию Г. Суворова мотив равнодушия, безразличия природы к делам и страданиям человеческим. Но большинство стихов поэта утверждает как раз противоположное. Ведь обращение к природе у Г. Суворова, как правило,— это обращение к Родине. . Закалка охотника и солдата бросалась в глаза не только во внешнем облике Г. Су ворова, она чувствовалась и в его стихах. Невесть откуда появившийся после отгре мевшего боя косач (стихотворение «Ко сач») пробуждает вначале у лирического героя инстинкт охотника («рука к винтов ке»), но в следующее же мгновение глубо кое, сильное и светлое чувство гасит этот азартный порыв: Земляк! И предо мной голубые Встают папахи горных кедрачей, Как бы сквозь сон, сквозь шорохи лесные Я слышу ранний хохот косачей. Так без выстрела и «легла винтовка на... колени». Заключительные строки стихот ворения опять возвращают героя к солдат ским будням, хотя в них как будто речь идет все о тех же обычаях и приметах охотничьих: Охотник я. Я знаю толк в приметах: «Кто птицу бьет, тот зверя не убьет». Аромат родной стороны вызывали у Г. Суворова и прочитанные книги поэтов- сибиряков, письма друзей. «Край золото ликий» напоминал о себе то темным кры лом косача, то «пряным запахом брусни ки» (стихотворение «Брусника»). И каждое такое воспоминание восстанавливало силы, поднимало дух воина, закаляло его волю к победе: С какою дикой радостью приник я К брусничным зорям, тающим в траве. Но мне пора. Иду В глазах брусника. Как бы далекой родины привет. С большим нетерпением ждал Г. Суво ров выхода своей первой книги, готовив шейся к изданию в Ленинграде. Однако в свет она вышла уже после того, как бо евому другу поэта Олегу Корниенко при шлось написать роковые строки сестре Геор гия Суворова: «Вчера я был в том медсан бате, в который Гоша попал по ранению. Там точно узнал, что Гоша умер от ран. Ранен он был 12 февраля 1944 года. По хоронили его около деревни Криуши (на правом берегу Нарвы)...»1 Книга стихов с простым названием «Слово солдата» донесла до нас облик поэта, его строгие и звучные слова. И мы можем вслед за одним из первых рецен зентов книги погибшего поэта повторить' «Я никогда не видел Суворова, но я хоро шо могу его представить, и вовсе не пото му, что к книге его приложена фотография автора. А потому, что я прочел эту книгу»2. Пусть не всегда в стихах Г. Суворова «слова входили, как патрон в обойму» (Е. Стюарт). Ведь «ему жадно хотелось обо всем сказать сразу, сказать поспешно, торопясь, как будто он чувствовал, что не много времени ему отпущено»3. У него не было времени отделывать стихи. Но твор чество Г. Суворова — один из интересней ших и своеобразных аккордов советской поэзии военных лет, ставшей летописью ге роических подвигов советского народа в борьбе против фашизма. Гвардии лейтенанту и поэту Георгию Суворову, отдавшему жизнь свою за сча стье грядущих поколений, есть о чем рас сказать людям шестидесятых годов. 1 «Енисей», 1962. № 1, стр 145. 2 Звезда», 1947, № 6, стр. 130. 5 Н. Т и х о н о в . В книге «За советскую Ро дину», Л., 1940. стр. 232.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2