Сибирские огни, 1967, № 11
ва», перечитал их, и передо мной как живой встал их автор, первая встреча с которым оказалась последней. И теперь, когда про шло уже четверть века с тех пор, как нача лась война, и почти четверть века с тех пор, как написаны были «Сонеты гне ва», я счел долгом своей солдатской сове сти предложить редакции «Дня поэзии» об народовать сонеты из этого сборника». Из наших душ канаты можно вить, Из нашего терпенья — делать пики. Огнями взглядов — море укротить. Когда несет оно свой смерч пурпурноликий. Нельзя не заметить, что начальные стро ки этого сонета Г. Суворова перекликаются, к примеру, с размышлениями П. Когана о своем поколении. Но дело здесь, разумеет ся, не в каких-то взаимовлияниях, а в гой общности мироощущения, целеустремленно сти и единстве целей, которые были так свойственны советской поэзии военных лет. Поисков своей поэтической жилы Г. Су воров не оставлял никогда. Не писать сти хов он просто не мог. Бесхитростные сол датские радости и горечи утрат, светлые думы о родном сибирском крае и печаль ные раздумья о смерти — все это находи ло свое выражение в поэзии Г. Суворова и все было подчинено одному — мысли о победе: Еще война. Но мы упрямо верим. Что будет день,— мы выпьем боль до дна. Широкий мир нам вновь раскроет двери, С рассветом новым встанет тишина. Советская поэзия военных лет сильна прежде всего своей уверенностью в побе де над хаосом и ужасом мировой войны, она художественно своеобразно, по-гума нистически решила трагическую тему вой ны — тему смерти, «которая с неизбеж ностью встает перед каждым поэтом на войне». Она, эта тема, «сложна и громад на уже потому, что говорить о смерти — значит в то же время говорить о жизни в ее целостном и глубочайшем смысле, вы носить последний, конечный приговор жиз ни вообще» !. Г. Суворов, касаясь этой сложнейшей и ответственной темы, не боится открытой и высокой героики в выражении своих чувств. Его герой умирает «лицом на за пад», ясно осознавая необходимость жертв и бессмертие подвига. В стихотворении «Я славлю вас, герои!» ясно выражена мысль о бессмертии дел человеческих, ибо дела эти находят свое продолжение в лю дях, оставшихся после смерти героя. Когда ж найдут меня средь мертвых тел, С улыбкой грустною кивнут на ветер: — Он весело страдал и сладко пел...— А может быть, и вовсе не заметят... Ну, что ж! Я буду счастлив даже тем, Что сын героя мой листок поднимет,— И прозвучит ему героя имя Во всей неповторимой простоте. Ь. К о ж н н о в. Лирика военного поколе ния. В книге «Социалистический реализм и ху дожественное развитие человечества», М. «Нау ка» 1966, стр. 302. Так мог написать лишь человек, жизнь которого тесно переплеталась с жизнью своих товарищей, с жизнью тех, с кем вме сте насмерть стоял, защищая свою Роди ну, с кем вместе умирал. И это не только удачный поэтический образ. Ведь не слу чайно Г. Суворов писал в одном из своих писем в Новосибирск: «А мои солдаты — это прекрасные русские люди, сильные, смелые, пойдут хоть куда! Я счастлив, что понят и любим ими. Это самое дорогое...» 1 Не смерть страшна лирическому герою Г. Суворова, а те силы, которые несут ее. Он готов отдать свою жизнь. Но только б жило, только б жило.— Чему в веках не потускнеть. Вот та единственная сила. Сбивающая с толку смерть. Большое место в творчестве Г. Суворо ва занимает природа. «В ней нет ни мыс ли, ни искусства — но в ней источник сил твоих». Природа и человек в стихах поэта включены в единый и непрекращающийея процесс развития жизни. Подлинного вза имопроникновения этих двух животворя щих начал поэт достигает в одном т своих лучших сонетов, который хочется привести полностью: Средь этих нив я собирал слова,— То пестрые, как вешняя долина. То строгие, как горная вершина. То тихие, как на заре трава. Средь этих тучных нив, не раз, не два, Я песню направлял в полет орлиный; И песня, птицей став, неслась былиной Из века в век, прекрасна и жива. Средь этих нив я создал жизнь свою. Подобную сереброкрылой песне. На зависть всем и даже — соловью* Средь этих нив я лягу и умру. Чтобы еще звончей, еще чудесней Летела песня утром на ветру. «Хотя теперь сонеты и не в моде»,— замечает поэт, но именно к сонету чаще всего тяготеет перо Г. Суворова. В этой стихотворной форме ему видятся большие возможности: Поэт, скажи сонетом о походе. И по-иному заблестит сонет... Сонет — заряд смертельный по врагу. Петля врагу кровавому на шею. Кровь, пламенеющая на снегу. Надобно сказать, что не во всех стихах Г. Суворова мы чувствуем такую гармо нию человека и природы, как в сонете «Средь этих нив...» Иногда мы наблюдаем всего лишь обычное сопоставление, даже противопоставление этих двух неразрыв ных начал: Он пал. Но ранняя весна Идет. Что смерть ей и войн; ? Свежа, румяна, говорлива. Иде-т, черемухой цветет. Идет синицею поет. Ш умит сверкающим разливом. Вот здесь-то и проявляется чуждый. 1 А. С м е р д о в . Памяти товарищей по ору жию. Предисловие к книге «В боевом строю», Новосибирск, 1954, стр. 3. 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2