Сибирские огни, 1967, № 11

В общем, я готов до бесконечности сла­ вить гражданскую авиацию, и она заслужи­ вает самых высоких похвал. Но некоторое беспокойство сдерживает меня. Не хочу быть пророком, однако предви­ жу, что в самом непродолжительном буду­ щем «Аэрофлот» хлебнет горя. При всех своих достижениях. Пусть он на меня не обижается, «Аэро­ флот», но нет у него настоящего земного размаха. Возьмем простой пример. Через Н-ский аэропорт каждые сутки следует туда и сюда по сотне самолетов. Вместительных! В среднем по сто посадочных мест для круглого счета. Помножим сто на сто. Получается уже четыре нуля после едини­ цы. Число! И этому числу в портах тесно. Не только в Н-ском. И в Л-ском. И в М-ском, и во многих других. И уже приго­ раживают к только что выстроенному зда­ нию павильон за павильоном, развертывают подсобные помещения ангарного типа, раскидывают шатры, городят навесы — где как сумеют. И уютных, элегантных кресел на поро­ лоне с синтетической обивкой нежных рас­ цветок не хватает. И спать в этих замеча­ тельных креслах (если рейс почему-то задержался или по транзитной причине надо ночь скоротать) хуже, чем даже на раскла­ душке. А раскладушка для пассажира, в особенности проезжего,— голубая мечта. В архитектурном смысле новые аэропор­ ты столицы во Внуково и Домодедово выше всяких похвал. Авторы проектов этих ги­ гантских воздушных вокзалов обеспечили пассажиров рекордным числом кубометров воздуха и километрами роскошных перехо­ дов, оправленных в алюминий и стекло. А посидеть (просто посидеть, чтобы дух пе­ ревести) не на чем. Если повезет, можно из буфета стульчик прихватить... Во Владивостоке меня застигла ночь. Глубокая и темная. Автобусы ровно в двад­ цать четыре часа ушли на заслуженный отдых. До первого утреннего рейса — шесть часов. До города — 55 километров. На двухэтажной гостинице, напротив вокзала, десятиаршинный плакат: «Добро пожало­ вать в Приморье!» Конечно же, я добро пожаловал. Но в коридорах как первого, так и второго этажей все резервы раскла­ душек были исчерпаны... И в Хабаровске, и в Минеральных во­ дах, и в Свердловске, и в Симферополе (да что перечислять) проблема отдыха — не­ разрешимая проблема. ...Году, примерно, в 1894 или 1895 друж­ ная артель мужиков взялась рубить просеку в довольно густом сосновом лесу. Как по линеечке, отмахали десять верст. Может, и не догадывались, чем это обернется, но соображали, что на месте двухизбушечной Гусевки вырастет город, а городу, само собой, понадобится главная улица. И ведь не ошиблись! Население города перевалило за миллион, но та самая просека по сей день изумляет простором и перспективой Красного проспекта. С размахом были му­ жики, вперед глядели. Вот бы и «Аэрофлоту» так. Пять лет назад было известно, что к 1967 году пассажиров станет вчетверо боль­ ше. Сегодня доподлинно известно, что еще через пятилетие клиентура «Аэрофлота» возрастет миллионов на тридцать-сорок. Неужели так и будем подстраивать, надст­ раивать, перестраивать? Может, сразу с запасом? Хотя бы лет на десять-пятнад­ цать? Осмелюсь побеспокоить «Аэрофлот» еще некоторыми соображениями. И сошлюсь для примера на конкурирующий с авиацией железнодорожный транспорт. То ли потому, что паровоз изобрели раньше, то ли по иным причинам, железнодорожники четко разграничили сферы влияния между своими службами. Есть у них путейцы, есть дви­ женцы, есть эксплуатационники... И персо­ нал вокзалов, в конечном счете, не несет ответственности за . состояние пути, соблю­ дение графиков следования поездов и комп­ лектование поездных бригад. Работники вокзала несут бессменную вахту и полноту ответственности за благополучие прибы­ вающих и отъезжающих пассажиров. И только. Не худо бы выделить в особый штат земную службу гражданской авиации. Пусть у этой службы об одном болит голова — чтобы пассажиру было хорошо и уютно на земле. Тогда, наверное, найдется кому подсчитать, что каждая раскладушка окупит за неделю свою нарицательную стои­ мость, что благоустроенный на часы вынуж­ денного ожидания пассажир сбережет мил­ лиарды нервных клеток и себе и диспетче­ рам, что обычный стул в порту — не роскошь... И вовсе не обязательно для зем­ ного сервиса обучать работников портов законам аэродинамики. Когда «Аэрофлот» обретет соответству­ ющий его достоинству размах, он учтет и такую малость, что не надо бы вписывать в хорошо продуманные конструкторами габа­ риты воздушных лайнеров дополнительные кресла. Тесно становится от такой рациона­ лизации. И далеко не комфортабельно. Короче говоря, не надо, чтобы уже сов­ сем буквально: с небес на землю. Пусть в тысячу раз больше будет добрых друзей- пассажиров у «Аэрофлота». И пусть им будет всегда и везде хорошо — на земле и в воздухе. * * :р Позади — двадцать пять тысяч километ­ ров. Позади — пятьдесят часов пути. ...На бетонке Толмачевского порта —* «ИЛ-62». Очередной технический рейс. Го­ ворят, с осени выйдет на линию. И еще говорят: скоро начнутся испыта­ ния новых «Ту» — сверхзвуковых. До Москвы — час с четвертью. Это сколько же тогда — за пятьдесят часов?!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2