Сибирские огни, 1967, № 11
В общем, я готов до бесконечности сла вить гражданскую авиацию, и она заслужи вает самых высоких похвал. Но некоторое беспокойство сдерживает меня. Не хочу быть пророком, однако предви жу, что в самом непродолжительном буду щем «Аэрофлот» хлебнет горя. При всех своих достижениях. Пусть он на меня не обижается, «Аэро флот», но нет у него настоящего земного размаха. Возьмем простой пример. Через Н-ский аэропорт каждые сутки следует туда и сюда по сотне самолетов. Вместительных! В среднем по сто посадочных мест для круглого счета. Помножим сто на сто. Получается уже четыре нуля после едини цы. Число! И этому числу в портах тесно. Не только в Н-ском. И в Л-ском. И в М-ском, и во многих других. И уже приго раживают к только что выстроенному зда нию павильон за павильоном, развертывают подсобные помещения ангарного типа, раскидывают шатры, городят навесы — где как сумеют. И уютных, элегантных кресел на поро лоне с синтетической обивкой нежных рас цветок не хватает. И спать в этих замеча тельных креслах (если рейс почему-то задержался или по транзитной причине надо ночь скоротать) хуже, чем даже на раскла душке. А раскладушка для пассажира, в особенности проезжего,— голубая мечта. В архитектурном смысле новые аэропор ты столицы во Внуково и Домодедово выше всяких похвал. Авторы проектов этих ги гантских воздушных вокзалов обеспечили пассажиров рекордным числом кубометров воздуха и километрами роскошных перехо дов, оправленных в алюминий и стекло. А посидеть (просто посидеть, чтобы дух пе ревести) не на чем. Если повезет, можно из буфета стульчик прихватить... Во Владивостоке меня застигла ночь. Глубокая и темная. Автобусы ровно в двад цать четыре часа ушли на заслуженный отдых. До первого утреннего рейса — шесть часов. До города — 55 километров. На двухэтажной гостинице, напротив вокзала, десятиаршинный плакат: «Добро пожало вать в Приморье!» Конечно же, я добро пожаловал. Но в коридорах как первого, так и второго этажей все резервы раскла душек были исчерпаны... И в Хабаровске, и в Минеральных во дах, и в Свердловске, и в Симферополе (да что перечислять) проблема отдыха — не разрешимая проблема. ...Году, примерно, в 1894 или 1895 друж ная артель мужиков взялась рубить просеку в довольно густом сосновом лесу. Как по линеечке, отмахали десять верст. Может, и не догадывались, чем это обернется, но соображали, что на месте двухизбушечной Гусевки вырастет город, а городу, само собой, понадобится главная улица. И ведь не ошиблись! Население города перевалило за миллион, но та самая просека по сей день изумляет простором и перспективой Красного проспекта. С размахом были му жики, вперед глядели. Вот бы и «Аэрофлоту» так. Пять лет назад было известно, что к 1967 году пассажиров станет вчетверо боль ше. Сегодня доподлинно известно, что еще через пятилетие клиентура «Аэрофлота» возрастет миллионов на тридцать-сорок. Неужели так и будем подстраивать, надст раивать, перестраивать? Может, сразу с запасом? Хотя бы лет на десять-пятнад цать? Осмелюсь побеспокоить «Аэрофлот» еще некоторыми соображениями. И сошлюсь для примера на конкурирующий с авиацией железнодорожный транспорт. То ли потому, что паровоз изобрели раньше, то ли по иным причинам, железнодорожники четко разграничили сферы влияния между своими службами. Есть у них путейцы, есть дви женцы, есть эксплуатационники... И персо нал вокзалов, в конечном счете, не несет ответственности за . состояние пути, соблю дение графиков следования поездов и комп лектование поездных бригад. Работники вокзала несут бессменную вахту и полноту ответственности за благополучие прибы вающих и отъезжающих пассажиров. И только. Не худо бы выделить в особый штат земную службу гражданской авиации. Пусть у этой службы об одном болит голова — чтобы пассажиру было хорошо и уютно на земле. Тогда, наверное, найдется кому подсчитать, что каждая раскладушка окупит за неделю свою нарицательную стои мость, что благоустроенный на часы вынуж денного ожидания пассажир сбережет мил лиарды нервных клеток и себе и диспетче рам, что обычный стул в порту — не роскошь... И вовсе не обязательно для зем ного сервиса обучать работников портов законам аэродинамики. Когда «Аэрофлот» обретет соответству ющий его достоинству размах, он учтет и такую малость, что не надо бы вписывать в хорошо продуманные конструкторами габа риты воздушных лайнеров дополнительные кресла. Тесно становится от такой рациона лизации. И далеко не комфортабельно. Короче говоря, не надо, чтобы уже сов сем буквально: с небес на землю. Пусть в тысячу раз больше будет добрых друзей- пассажиров у «Аэрофлота». И пусть им будет всегда и везде хорошо — на земле и в воздухе. * * :р Позади — двадцать пять тысяч километ ров. Позади — пятьдесят часов пути. ...На бетонке Толмачевского порта —* «ИЛ-62». Очередной технический рейс. Го ворят, с осени выйдет на линию. И еще говорят: скоро начнутся испыта ния новых «Ту» — сверхзвуковых. До Москвы — час с четвертью. Это сколько же тогда — за пятьдесят часов?!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2