Сибирские огни, 1967, № 11

луй, и все впечатление. Даже самый дале­ кий рейс продолжается слишком недолго, чтобы составить более основательное суж­ дение о девушках-бортпроводницах. Отто­ го, видно, и существует у некоторых пре­ небрежение к представительницам этой не очень массовой профессии. Что касается внешнего облика, то это, пожалуй, далеко не второстепенная деталь. И сами «неземные существа» совсем от него не в восторге. — Думаете, просто прийти в рейс акку­ ратно одетой, хорошо причесанной? А где в порту, простите, утюг найти? А в парик­ махерскую просто попасть? Кому есть де­ ло, что нам это по службе надо... — Форма... Кто же теперь носит — в талию... Вы на рижских самолетах летали? Нет? Жалко! Там девушки в модных шер­ стяных платьях. Эмблема у всех. Да, за­ видно. А что? Плохо разве, если красиво и модно? Вот, скажете, пустяки какие: прическа, утюги, маникюр... Это же транспорт, хотя бы и воздушный. Несерьезно! Причем тут парикмахерские, мода? И очень даже причем. Представьте хотя бы одну бортпроводницу — неряху, оде­ тую как попало, не выделяющуюся элегант­ ностью, обходительностью, изяществом,— и, поверьте, не то у вас будет настроение. Не то! Что верно, то верно — внешность еще не все. Но ведь мы пока ни слова не ска­ зали о самой службе. А начинается она задолго до того, как вас призовут к вни­ манию и скажут первые слова привета. Бортпроводнице надо уметь не только сле­ дить за собой да улыбаться. Надо принять багаж, пассажиров и груз, проверить слож­ ное хозяйство, навести порядок в самолете, получить питание... Понаблюдайте как-ни­ будь, сколько выгружают из автофургона в самолет термосов, контейнеров, банок, бутылок... Таскают, таскают— и все куда- то складывается, так что и не видно. Ну, а в заключение надо встретить пассажиров у трапа и рассадить всех но местам. Любопытства ради обратите внимание, если в рейсе окажется малолюдно. Борт­ проводница, согласно полетной инструкции, непременно скажет: — Пожалуйста, занимайте места во вто­ ром и третьем салонах. Садитесь на любые места. Вперед не проходите. Это она не из привередливости. Так на­ до для центровки самолета. Помните, как пароход кренится на одну сторону, когда все прощаются или выбегают перед прис­ танью на один борт. Пароход, возможно, и не перевернется, но капитан тут же начнет наводить порядок. А вот если у самолета окажется «голова тяже те ног»,— тут уж не до шуток. Так вот. Стоит только бортпроводнице произнести эти роковые слова, как начи­ нается: — Безобразие! — Я специально брал билет, чтобы вид­ но было! — Сами в хвосте летите! Всякого наслушается. И. тут проявляются умение и такт борт­ проводницы убедить вас, что старается она исключительно ради безопасности вашего полета. Когда же в конце все рассядутся, ока­ жется, что и шуметь-то было незачем. И на десятом «Б», и на тринадцатом «Д» вы преспокойно скоротаете свои три-четыре часа пути. О «неземном существе» в этот момент никто доброго слова не скажет. Под горя­ чую руку для пассажира любая добрая фея черт-те кем представляется. Двигатели между тем запущены. Маши­ на выруливает на старт. Потом, в воздухе, уши привыкнут к ровному гулу. А пока в самолете довольно шумно. Й бортпровод­ ница, перекрывая этот шум собственными голосовыми связками, передает вам привет от экипажа, сообщает о рейсе, учит, как вести себя. Говорит в первом салоне, го­ ворит во втором, в третьем... Могла бы сказать только раз, но— увы! — радио имеется пока в немногих машинах. Пока обнесет всех леденцами, снабдит, кого надо, гигиеническими пакетами, испить подаст,— глядишь, километр отша­ гала. Ну, все как будто утряслось. Можно занять пассажиров, чтобы не скучали. Ко­ му — домино, кому — газеты, кому — шах­ маты. А кто-то насчет пересадки интере­ суется. Кому-то интересно про погоду узнать. Время для бортпроводницы летит быст­ рее самолета. Особенно до первой проме­ жуточной посадки. Не успевает даже тол­ ком рассказать, где летели, что за особен­ ности у маршрута. Еще хорошо, если удаст­ ся заскочить к радисту — тот скажет, ка­ кая температура за бортом и в порту при­ земления... Сели, посидели, опять полетели. Одних проводили, других усадили. Теперь — дер­ жись: кормление начинается! Да еще горя­ чее. А самолет— не ресторан. Там за час официантка от силы два-три столика об­ служит. Тут же только поспевай, оборачи­ вайся. Поднос за подносом, поднос за под­ носом... Пока по «первому кругу» обе­ жишь, надо уже чай разносить. А кто-то хочет сок или минеральную... Вот, кажется, и все... Только кажется! Зовут в третий салон: кому-то плохо. А тут еще не доглядела — очень веселый пассажир сел. Вроде бы тихий был. А теперь совсем распоясался — не в том смыс­ ле, что привязной пояс отстегнул, а по-настоящему. Куда его в стратосфере денешь? По 02 не позвонишь. Тут ты и дружина и сама милиция. А толку? Не оса­ дишь ведь. Вот бы министр разрешил этих веселых билета лишать. И никаких других мер не надо. И почему рейс не ночной? Ночью хоть 11* 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2