Сибирские огни, 1967, № 11

отличи современное великолепие киевской Дарницы от московского Юго-Запада! Де­ вятиэтажные параллелепипеды — непремен­ но по три в ряд и чуть набекрень к солнцу поставленные — удивленно торчат над па­ нельными блоками в четыре-пять этажей и в Сибири, и на Урале, и на Украине... Горько было видеть панельную скуку и на фоне лермонтовского Машука и на вы­ соком берегу Амура. Что много — замечательно. Но зачем же всюду одинаково? Неужто нельзя приме­ нить тот же типовой проект и к рельефу, и к природе, и к характеру места застрой­ ки. Бетон, стекло и алюминий могут про­ славлять век, а не становиться памятником дурному вкусу и архитектурно-строитель­ ному бездумью. Ведь сумели же сделать по-своему во Владивостоке. Здешние зодчие и строители дважды молодцы. Во-первых, они не нару­ шили новой застройкой облика старого горо­ да. И это здорово, что Владивосток сохра­ нится таким, каким он был. Даже с приме­ чательной надписью «БАГАЖЪ» на пак­ гаузе. И еще молодцы потому, что нашли множество интересных вариантов для типо­ вых зданий. Если это максимально упрос­ тить, то суть можно свести к следующему. Воспитание строительных навыков у малы­ шей начинается даже не с дорогого набора «Конструктор», а с обыкновенных кубиков. Более примитивного комплекта типоразме­ ров и не представишь. Однако из этих микроблоков младенцы ухитряются делать сооружения любого функционального на­ значения. Надо — гараж, захотел — небо­ скреб, потребовалось — завод. Все зависит от меры фантазии. Владивостокские архитекторы по части фантазии на высоте. Берут они панели и блоки, марши, балки и плиты перекрытия— стандартные, типовые — и складывают их всякий раз по-другому. И уж никто не за­ бредет ненароком в дом-близнец из сосед­ него квартала, кляня архитекторов, Гос­ строй и ГОСТы. И красок не жалеют во Владивостоке. Краски тоже позволяют су­ щественно разнить здания, лишать их уны­ лой обезличенности. * ж * Вот уже далеко, кажется, забрался от дома, а все равно — рядом. И не потому, что Владивосток раньше Новосибирска стал смотреть московские телепередачи через спутник, сблизившись со столицей ощуще­ нием сопричастности к происходящим в данную минуту событиям. И не потому, что в витринах книжных магазинов Хабаровска видел обложки знакомых новосибирских изданий, в Минеральных Водах купил све­ жий номер «Сибирских огней», а в пере­ полненной туристами праздничной Одессе сама судьба послала мне администратором гостиницы Надежду Сергеевну Белову, всю войну прожившую в Новосибирске — на Фабричной улице. Часы и минуты стали отделять сейчас города, меж которыми совсем недавно бы­ ли сутки и недели расстояния. Все стало близко. Совсем близко. НЕЗЕМНЫЕ СУЩЕСТВА ...Это было в Иркутске. Самолет — бит­ ком. И ребятишек опять перекомплект. Де­ журная порта раза четыре пересчитыва­ ла — все места заняты. Считай, не считай: нет свободных! А человеку лететь надо. Срочно. Немедленно. Другого подходящего' рейса нет. И никого не высадишь. Пошепталась дежурная с бортпроводни­ цей. Та — к командиру экипажа. «Возь­ мем лишнего?». А куда его посадишь, лишнего? И чем кормить? Хмурится коман­ дир. Но ведь и он человек. Понимает. «Смотри,— говорит.— Устраивай сама. До­ говаривайся». Ну, это уже пустяки. Глав­ ное, согласился. Может быть, с точки зрения инструкции налицо было явное нарушение. Может быть. — Товарищ, у вас на девочку отдель­ ный билет. Я, конечно, не имею права... Если бы вы взяли ее на руки. А мы поса­ дим пассажира. Ему очень нужно... Все в порядке! — Вы уж извините,— это тому, кого посадили сверх лимита.— Накормить нг сможем... — Да что вы! Какой разговор... А сердце у девчонки болит. Кому-кому,, а этому пассажиру просто необходимо поесть. Ему не до того было, когда спешно пришлось собираться в дорогу. Летит с пе­ ресадкой— опять не успеет. И накормила, пожертвовав своим завтраком. * ■+ * Их по две в каждом экипаже. Бывает и по три. Называют их по-разному. Если на заграничный манер — стюардессами. А по штатному расписанию — бортпроводни­ цами. С недавнего времени стали в этой должности и парни летать, но их совсем, мало. В общем, профессия пока чисто женская. Эти девушки — полпреды «Аэрофлота». Никто, кроме них, на всем протяжении по­ лета не вступает в общение с пассажира­ ми. Остальные члены экипажа обеспечива­ ют сам полет. А эти — и только они! — берут на себя заботы о ваших удобствах, хорошем настроении и добром здоровье в пути. В памяти пассажира, как правило, остаются этакие неземные существа с мод­ ной прической! на высоких каблуках, и отутюженных белых блузках или формен­ ных кителях. Запоминаются их назидатель­ ные речи о правилах поведения. Вот, пожа­ 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2