Сибирские огни, 1967, № 11
прямые самолеты и до Свердловска, и до Новосибирска, и до Хабаровска, где у нас будут посадки. И на этот раз не обходится без земля ков — экипаж новосибирский. Летчики За падно-Сибирского управления гражданской авиации обслуживают десятки маршрутов: на север, на запад, на юг, на восток. И этот в том числе. Каждые сутки машина обора чивается между Ленинградом и Владиво стоком. На пути туда и обратно экипаж ме няется четырежды. Людям труднее, чем машине. Долетели до Новосибирска — од ни пошли отдыхать (и пилоты, и техник, и радист, и бортпроводницы), другие заняли их места. Во Владивостоке самолет запра вят, и его поведет новая смена, ровно по ловину пути. Что твой трамвай, И никако го беспокойства. Потому что техника на дежная, потому что «Ту-104», как, впрочем, и любая наша современная машина,— са мый лучший самолет в мире. Чаще всего летать теперь приходится над двойным, а то и тройным слоем обла ков. Созерцание бесконечного белого без молвия под крылом, как ни причудливо переменчиво оно, довольно быстро приеда ется, а в редких просветах не сразу уга даешь, что там внизу, на земле. Но вот на отрезке пути между Новосибирском и Иркутском выпала редчайшая удача — ни тучки, ни облачка. И это было поразитель ное зрелище — с высоты в десять тысяч метров увидеть «подлинник» географиче ской карты Сибири, все реки и речушки, все города и селения, горные хребты и лесные массивы. Медленно и величественно распахивалась перед глазами Сибирь. Ка кая же она огромная! Два с половиной ча са разматывалась карта, над которой мы мчались со скоростью около девятисот ки лометров, и это была лишь страничка в атласе всей страны... Едва заметным пунктиром стелется Транссибирская магистраль. Мелькнут и исчезнут микроскопических размеров поез да. Вон тот вышел пять дней назад из Москвы. Этот — шесть. А этот уже неделю в дороге. Наши два часа равняются желез нодорожным суткам, да и то, если их соизме рять с курьерскими или скорыми поездами. Позади — Чита и Хабаровск. Позади — пятнадцать часов полета. Здравствуй, Вла дивосток! Здравствуй, Тихий океан! ...Раннее моросливое утро. Серое небо. Серые волны. То же, что было накануне, вчера,— и совсем другое. И небо, и волны. Нева, Балтика в девяти тысячах километ ров отсюда, а здесь — бухта Золотой рог. Здесь — такой близкий Дальний Восток! Есть у воздушных сообщений одно лю бопытнейшее свойство, которое сродни раз ве что искусству иллюзии. Знаете фокус: берут кастрюлю с водой, накрывают плат ком, говорят «оп!» — и вместо кастрюли под платком... весело кукарекающий жи вой петушок. Так и тут. Сажают человека в самолет, подстилают миллион квадратных километров облаков, и еще не успеешь сказать «оп!», как раскрываешь глаза в тридевятом царстве, совершенно ошалелый от невероятности происшедшего. Такого, конечно, не случается, если ты заранее знаешь, чем кончится фокус: де сятки раз виденным Домодедово или зна комым, как дом родной, Толмачево. А вот попробуйте сохранить невозмутимость, впервые перепрыгнув через страну от края и до края, от моря и до моря. Даже са мому Кио и его сыновьям никогда не при ходилось добиваться большего эффекта. Поставьте себя на минуту в центре при вокзальной площади Владивостока. Здание вокзала, как сказано в путеводителе (и на самом деле), — копия Ярославского в Москве, только уменьшенная копия. Спра ва — старинные пакгаузы с неизменно под новляемой крупной надписью «БАГАЖЪ». Слева — модерный морской вокзал. Впере ди— океан. А в сознании все еще Марсово поле, Эрмитаж, Петропавловская кре пость, Невский... Почти одновременно мне удалось уви деть — не на .экране телевизора и не на фотографиях, а воочию,— как выстраива лись для праздничного парада военные ко рабли Тихоокеанского флота, как двига лись ранним первомайским утром к Креща- тику в моторизованных колоннах войска Киевского гарнизона, как вечером того же дня салютовали празднику тысячами раз ноцветных ракет моряки-черноморцы в Одессе. Спасибо «Аэрофлоту» за это чудо! * * * Анекдот этот рассказывают в разных вариантах. Клюнули на соблазнительный сюжет и профессиональные юмористы. В общем, это всем хорошо известная исто рия о некоем гражданине, которого при смешных обстоятельствах перенесло из од ного города в другой, и о том, как он уве ренно направился к себе домой. Шутка до вольно злая: тот же жилмассив, тот же квартал, такой же панельный дом, таким же ключом отпирается дверь... А город — город другой. В анекдотах и юморесках можно сде лать скидку на преувеличение — иначе не смешно. Действительность не делает ни каких скидок. Радует, очень радует непредставимое количество новых жилых домов во всех городах. Да что домов! Целые кварталы, целые районы — новенькие, поточно-инду стриальные— встречаются всюду, где ни очутишься. До чего здорово! Но какое же это унылое однообразие, если посмотреть на них сразу. И, честное слово, этот стерео типный жилмассив заслонил собою неповто римость таких разных городов, как Хаба ровск и Пятигорск, Иркутск и Челябинск, Красноярск и Симферополь. Ну, попробуй. В Сибирские огни № II 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2