Сибирские огни, 1967, № 11
скивая сенсации в глубине веков, они во всем на редкость современны. Экспедиция Грача, едва ли не крупней шая в мире — по составу, технической ос нащенности и масштабам работ — получила исключительную возможность, о которой только могут мечтать ученые. В зоне за топления будущего Саяно-Шушенского мо ря им надо успеть вскрыть тысячи (тысячи!) курганов. Даже не археолог может пред ставить, что это такое. А курганы — пре лесть. а не курганы! Деревянный домик на окраине Кызыла— база экспедиции — был полон предотъезд ной суеты, хлопот и молодости. Только ве тераны-шоферы вносили в этот веселый хаос столь приличествующую высокому зва нию ученого учреждения степенную рассу дительность и солидность. На стенах — фо тографии раскопов и трофеев (до нетлен ных мощей включительно!). И всюду — над воротами базы, на ма шинах, на штормовых куртках, даже на майках — задиристый горный козел в кру жочке. Примерно через неделю мне удалось по пасть в полевой лагерь за Шагонаром. Че рез Енисей меня перетащил (не без прик лючений) катер под громким названием «Багыр». Выжженное солнцем пыльное про странство между рядами палаток звучно именовалось проспектом Саглынской побе ды (в память о раскопках на Чаа-Холе). С заразительной увлеченностью археологи атаковали курган за курганом. На всю жизнь осталась в памяти лекция Грача, прочитанная им тувинским маль чишкам, ставшим виртуозами раскопок. Это была даже и не лекция. Просто забра лись на скалу, испещренную петроглифа ми — высеченными на камне рисунками древних жителей этих мест, и Грач, юный в свои тридцать восемь лет, увлекательно рассказал о событиях тысячелетней давно сти. И распахнувшаяся до самого горизон та равнина между стремительным Ени сеем и грядой фиолетовых скал, подсвечен ная сбоку резкими лучами заходящего солнца, рельефно обозначилась бесконечны ми рядами курганов, в каждом из кото рых сокрыто множество тайн... Славка, один из художников экспеди ции, с помощью трафарета нанес на мой берет тамгу археологов — горного козла в кругу. И надев после этого свой берет, я как бы дал обязательство вернуться в Туву. ...На мраморной лестнице Института на родов Азии я увидел всех участников экс педиции во главе с самим Грачом. И конечно же состоялась демонстрация множества диапозитивов, на которых были запечатлены находки. Представлены были и сами сокровища древних курганов — стремена и наконечники стрел, украшения скифских модниц, особый ларец — о золо том! А мыслями мои добрые друзья были далеко-далеко от Дворцовой набережной Невы,— их уже ждали берега Улуг-Хема — Енисея, ждало знойное, пыльное, комари ное лето, ждали курганы. Незаметно пролетело полдня, а у меня было такое ощущение, что никуда из Си бири я вовсе и не уезжал, и мне решитель но ничто не напоминало о Ленинграде. СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ Впечатление это еще более усилилось, когда на глаза попались театральные афи ши. В Академическом театре драмы имени Пушкина в тот вечер давали двести рятое представление пьесы нашего земляка Вик тора Лаврентьева «Чти отца своего». Но не только этот, сам по себе примечательный факт вызвал, так сказать, родственные чув ства. Вспомнилось, что именно Пушкин ский театр все годы войны находился в Новосибирске. Ведущие актеры прославлен ного коллектива — народный артист СССР А. Борисов и заслуженный артист респуб лики И. Адашевский совсем недавно при езжали в наш город чествовать своего то варища по оружию, старейшего сибирского баяниста Ивана Ивановича Маланина и, вновь преобразившись в широко известных зрителям и радиослушателям Шмелькова и Ветеркова, вместе с ним выступали с прог раммой фронтовых лет «Огонь по врагу». Еще один ленинградский Академический театр — имени Горького с недавних пор тоже стал ближе нам, сибирякам. В его труппу вошла и пользуется заслуженным успехом народная артистка республики Еле на Герасимовна Агаронова, замечательное искусство которой памятно и дорого зрите лям новосибирского ТЮЗа и «Красного факела». В Академическом театре оперы и бале та имени Кирова принял на себя художест венное руководство еще один наш земляк— заслуженный деятель искусств Роман Тихо миров, немало сделавший для становления и развития оперного искусства в Новоси бирске. Тихомиров в Ленинграде, что называет ся, «развернулся». Одних оперных лавров ему мало. Он поставил на «Ленфильме» несколько музыкальных картин — оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», фильм-концерт «В мире танца», посвящен ный популярному танцовщику Махмуду Эсамбаеву. Новосибирцы помнят один из наиболее ярких спектаклей нашего театра — оперу венгерского композитора Ференца Эркеля «Банк бан». Спектакль этот появился впер вые на советской сцене благодаря Роману Тихомирову. Обратившись вновь к творче ству Эркеля, режиссер познакомил люби телей музыки в нашей стране с еще одним его произведением. А недавно в Новоси бирске Роман Тихомиров, продолжающий 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2