Сибирские огни, 1967, № 11

скивая сенсации в глубине веков, они во всем на редкость современны. Экспедиция Грача, едва ли не крупней­ шая в мире — по составу, технической ос­ нащенности и масштабам работ — получила исключительную возможность, о которой только могут мечтать ученые. В зоне за­ топления будущего Саяно-Шушенского мо­ ря им надо успеть вскрыть тысячи (тысячи!) курганов. Даже не археолог может пред­ ставить, что это такое. А курганы — пре­ лесть. а не курганы! Деревянный домик на окраине Кызыла— база экспедиции — был полон предотъезд­ ной суеты, хлопот и молодости. Только ве­ тераны-шоферы вносили в этот веселый хаос столь приличествующую высокому зва­ нию ученого учреждения степенную рассу­ дительность и солидность. На стенах — фо­ тографии раскопов и трофеев (до нетлен­ ных мощей включительно!). И всюду — над воротами базы, на ма­ шинах, на штормовых куртках, даже на майках — задиристый горный козел в кру­ жочке. Примерно через неделю мне удалось по­ пасть в полевой лагерь за Шагонаром. Че­ рез Енисей меня перетащил (не без прик­ лючений) катер под громким названием «Багыр». Выжженное солнцем пыльное про­ странство между рядами палаток звучно именовалось проспектом Саглынской побе­ ды (в память о раскопках на Чаа-Холе). С заразительной увлеченностью археологи атаковали курган за курганом. На всю жизнь осталась в памяти лекция Грача, прочитанная им тувинским маль­ чишкам, ставшим виртуозами раскопок. Это была даже и не лекция. Просто забра­ лись на скалу, испещренную петроглифа­ ми — высеченными на камне рисунками древних жителей этих мест, и Грач, юный в свои тридцать восемь лет, увлекательно рассказал о событиях тысячелетней давно­ сти. И распахнувшаяся до самого горизон­ та равнина между стремительным Ени­ сеем и грядой фиолетовых скал, подсвечен­ ная сбоку резкими лучами заходящего солнца, рельефно обозначилась бесконечны­ ми рядами курганов, в каждом из кото­ рых сокрыто множество тайн... Славка, один из художников экспеди­ ции, с помощью трафарета нанес на мой берет тамгу археологов — горного козла в кругу. И надев после этого свой берет, я как бы дал обязательство вернуться в Туву. ...На мраморной лестнице Института на­ родов Азии я увидел всех участников экс­ педиции во главе с самим Грачом. И конечно же состоялась демонстрация множества диапозитивов, на которых были запечатлены находки. Представлены были и сами сокровища древних курганов — стремена и наконечники стрел, украшения скифских модниц, особый ларец — о золо­ том! А мыслями мои добрые друзья были далеко-далеко от Дворцовой набережной Невы,— их уже ждали берега Улуг-Хема — Енисея, ждало знойное, пыльное, комари­ ное лето, ждали курганы. Незаметно пролетело полдня, а у меня было такое ощущение, что никуда из Си­ бири я вовсе и не уезжал, и мне решитель­ но ничто не напоминало о Ленинграде. СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ Впечатление это еще более усилилось, когда на глаза попались театральные афи­ ши. В Академическом театре драмы имени Пушкина в тот вечер давали двести рятое представление пьесы нашего земляка Вик­ тора Лаврентьева «Чти отца своего». Но не только этот, сам по себе примечательный факт вызвал, так сказать, родственные чув­ ства. Вспомнилось, что именно Пушкин­ ский театр все годы войны находился в Новосибирске. Ведущие актеры прославлен­ ного коллектива — народный артист СССР А. Борисов и заслуженный артист респуб­ лики И. Адашевский совсем недавно при­ езжали в наш город чествовать своего то­ варища по оружию, старейшего сибирского баяниста Ивана Ивановича Маланина и, вновь преобразившись в широко известных зрителям и радиослушателям Шмелькова и Ветеркова, вместе с ним выступали с прог­ раммой фронтовых лет «Огонь по врагу». Еще один ленинградский Академический театр — имени Горького с недавних пор тоже стал ближе нам, сибирякам. В его труппу вошла и пользуется заслуженным успехом народная артистка республики Еле­ на Герасимовна Агаронова, замечательное искусство которой памятно и дорого зрите­ лям новосибирского ТЮЗа и «Красного факела». В Академическом театре оперы и бале­ та имени Кирова принял на себя художест­ венное руководство еще один наш земляк— заслуженный деятель искусств Роман Тихо­ миров, немало сделавший для становления и развития оперного искусства в Новоси­ бирске. Тихомиров в Ленинграде, что называет­ ся, «развернулся». Одних оперных лавров ему мало. Он поставил на «Ленфильме» несколько музыкальных картин — оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», фильм-концерт «В мире танца», посвящен­ ный популярному танцовщику Махмуду Эсамбаеву. Новосибирцы помнят один из наиболее ярких спектаклей нашего театра — оперу венгерского композитора Ференца Эркеля «Банк бан». Спектакль этот появился впер­ вые на советской сцене благодаря Роману Тихомирову. Обратившись вновь к творче­ ству Эркеля, режиссер познакомил люби­ телей музыки в нашей стране с еще одним его произведением. А недавно в Новоси­ бирске Роман Тихомиров, продолжающий 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2