Сибирские огни, 1967, № 11

лых поклонников вагонной романтики. По­ ка на стороне железнодорожников одно веское преимущество — погода. В осталь­ ном — скорости, комфорте, даже тарифах — авиаторы берут верх. Но именно в этой обыденности, привыч­ ности воздушных сообщений обнаружи­ вается, оказывается, много удивительного. В репортаже Н. Хоменко, если вы об­ ратили внимание, сообщалось, что из Мос­ квы в Иркутск самолет прилетел через пятьдесят часов. Где бы можно было ус­ петь побывать за это время сейчас? И во­ обще: каково это будет в прямом сопостав­ лении с первым почтовым рейсом? Конечно, наивно сопоставлять, если взлетный вес самолета «Ил-18», к приме­ ру,— шестьдесят одна тонна, размах крыла — 37,4 метра, длина самолета — 35,9, а высота— 10,2 метра Дом-домище!.. Теперь, отправляясь в путь, мы обычно мало задумываемся о самом путешествии по воздуху. Беспокоит, разве что, благопри­ ятная метеосводка, удобное место. Дума­ ешь: не застрять бы в пути (на Урале погода переменчива). Выгадываешь, чтобы рейс, если лететь, скажем, в Москву, при­ шелся на Внуково, на худой конец — в Ше­ реметьево, но никак не в Домодедово: уж больно долог отсюда путь до центра города. Четыре часа в воздухе — и вот она сто­ лица. Если бы не часовая стоянка по доро­ ге,— в какое время вылетел, в такое и при­ летел: разница в поясном времени позво­ ляет не потерять в дороге ни минуты! Обычно, уже на пути в Толмачево, сооб­ ражаешь, как распределить остаток дня в Москве... Итак, с остановкой в пути,— пять часов на перелет из Новосибирска до Москвы. И можно просто на земле посчитать: пять раз туда, пять раз обратно — вот тебе и пятьдесят часов. Нет, не впечатляет. Их надо налетать — пятьдесят часов. Что ж, начнем, пожалуй. ПОЕХАЛИ! — Рейс выполняет экипаж Западно- Сибирского управления гражданской авиа­ ции... При взлете и посадке... Когда погас­ нет световое табло... В подлокотниках кре­ сел... Много раз слышал это стандартное пред­ полетное напутствие бортпроводницы. Сей­ час она выдаст целлофановые пакетики для авторучек. Потом обнесет всех леденцами... Самолет, между тем, уже на своих за­ конных девяти километрах от земли и ки­ лометрах трехстах от Новосибирска — гу­ сто пошли кругляшки барабинских озер в разрывах облаков. Заняты все места. Пассажиров значи­ тельно больше положенного, потому что летит рекордное количество младенцев. Чуть не каждый третий — младенец. От­ дельных кресел огги не занимают, кроме тех, которым посчастливилось растянуться в подвесных фирменных зыбках. Эти — «льготные» — чувствуют себя лучше всех. Обращает на себя внимание нечто не­ обычное. На сетках, где положено нахо­ диться ручному багажу, развешены для просушки... пеленки. Они сообщают турбо­ реактивному лайнеру такую земную до­ машность, что начисто забывается и высо­ та, и скорость, и прогресс. В сущности, так именно и должно быть. У несмышленых свои задачи, и они с ними успешно справ­ ляются, нимало не задумываясь о прести­ же «Аэрофлота». ...Зажглись буквы на табло. Посадка. Челябинск. И на все про все — чуть боль­ ше двух часов. Вышли одни пассажиры, во­ шли другие. Снопа заученные фразы борт­ проводницы, леденец, глоток минеральной воды... Приятное слуху распоряжение: пригото­ виться к ужину. Зашелестели пластмассо­ вые подносы. Час проходит в сосредото­ ченном приеме пищи. Ровно гудят двигатели. В первом сало­ не энтузиасты «забивают козла». Что им стратосфера! Они и на Луне, должно быть, не расстанутся с «дупелями». Пристроив доску на коленях, склонились над нею шах­ матисты. Кто-то читает. Большинство не то что подремывает,— откровенно спит. А по­ зади уже полстраны. ...Сколько их сменяется, пассажиров! И не сосчитать и не упомнить. Но снова и снова невольно обращает на себя внима­ ние, как изменился состав «летающих». Са­ молет перестал быть привилегией команди­ ровочных, хотя и стал в то же самое вре­ мя наиболее разумным средством переме­ щения в пространстве служилого люда — экономит им драгоценные рабочие часы, экономит Министерству финансов фонды заработной платы. Много, оказывается, народу пересекает страну из конца в конец под облаками. В общестатистическом выражении, когда счет идет на десятки миллионов, представить это практически невозможно. А тут — живая наглядность. Вот весьма ветхая бабуся, ну­ ждающаяся в заботливой поддержке, бес­ страшно мчит с двумя пересадками из Кир­ гизии в Сумы, на Украину. Матрос торо­ пится на побывку: всего-то отпуска десять дней, служит на Тихом океане, родные— в Горьковской области. И все складывается как нельзя лучше: дорога «съедает» мень­ ше суток. Из Кызыла в Симферополь моло­ дая мамаша транспортирует четырехгодо­ валого первенца «на дачу» к деду и бабке (хоть летом от него отдохнуть!). Целое се­ мейство— отец, мать, двое ребят— направ­ ляется из Магадана в теплые края. От­ пуск— полгода, но все равно жалко терять время в поезде. А уж студентов, студен­ тов... Им привилегия: льготный тариф. По­ чему бы за полцены не слетать, куда взду­ малось?.. А ведь сезон еще не наступил. Каникулярно-отпускная пора еще впереди. 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2