Сибирские огни, 1967, № 11
лых поклонников вагонной романтики. По ка на стороне железнодорожников одно веское преимущество — погода. В осталь ном — скорости, комфорте, даже тарифах — авиаторы берут верх. Но именно в этой обыденности, привыч ности воздушных сообщений обнаружи вается, оказывается, много удивительного. В репортаже Н. Хоменко, если вы об ратили внимание, сообщалось, что из Мос квы в Иркутск самолет прилетел через пятьдесят часов. Где бы можно было ус петь побывать за это время сейчас? И во обще: каково это будет в прямом сопостав лении с первым почтовым рейсом? Конечно, наивно сопоставлять, если взлетный вес самолета «Ил-18», к приме ру,— шестьдесят одна тонна, размах крыла — 37,4 метра, длина самолета — 35,9, а высота— 10,2 метра. Дом-домище!.. Теперь, отправляясь в путь, мы обычно мало задумываемся о самом путешествии по воздуху. Беспокоит, разве что, благопри ятная метеосводка, удобное место. Дума ешь: не застрять бы в пути (на Урале погода переменчива). Выгадываешь, чтобы рейс, если лететь, скажем, в Москву, при шелся на Внуково, на худой конец — в Ше реметьево, но никак не в Домодедово: уж больно долог отсюда путь до центра города. Четыре часа в воздухе — и вот она сто лица. Если бы не часовая стоянка по доро- •ге,— в какое время вылетел, в такое и при летел: разница в поясном времени позво ляет не потерять в дороге ни минуты! Обычно, уже на пути в Толмачево, сооб ражаешь, как распределить остаток дня в Москве... Итак, с остановкой в пути,— пять часов на перелет из Новосибирска до Москвы. И можно просто на земле посчитать: пять раз туда, пять раз обратно — вот тебе и пятьдесят часов. Нет, не впечатляет. Их надо налетать — пятьдесят часов. Что ж, начнем, пожалуй. ПОЕХАЛИ! — Рейс выполняет экипаж Западно- Сибирского управления гражданской авиа ции... При взлете и посадке... Когда погас нет световое табло... В подлокотниках кре сел... Много раз слышал это стандартное пред полетное напутствие бортпроводницы. Сей час она выдаст целлофановые пакетики для авторучек. Потом обнесет всех леденцами... Самолет, между тем, уже на своих за конных девяти километрах от земли и ки лометрах трехстах от Новосибирска — гу сто пошли кругляшки барабинских озер в разрывах облаков. Заняты все места. Пассажиров значи тельно больше положенного, потому что летит рекордное количество младенцев. Чуть не каждый третий — младенец. От дельных кресел они не занимают, кроме тех, которым посчастливилось растянуться в подвесных фирменных зыбках. Эти — «льготные» — чувствуют себя лучше всех. Обращает на себя внимание нечто не обычное. На сетках, где положено нахо диться ручному багажу, развешены для просушки... пеленки. Они сообщают турбо реактивному лайнеру такую земную до машность, что начисто забывается и высо та, и скорость, и прогресс. В сущности, так именно и должно быть. У несмышленых свои задачи, и они с ними успешно справ ляются, нимало не задумываясь о прести же «Аэрофлота». ...Зажглись буквы на табло. Посадка. Челябинск. И на все про все — чуть боль ше двух часов. Вышли одни пассажиры, во шли другие. Снова заученные фразы борт проводницы, леденец, глоток минеральной воды... Приятное слуху распоряжение: пригото виться к ужину. Зашелестели пластмассо вые подносы. Час проходит в сосредото ченном приеме пищи. Ровно гудят двигатели. В первом сало не энтузиасты «забивают козла». Что им стратосфера! Они и на Луне, должно быть, не расстанутся с «дупелями». Пристроив доску на коленях, склонились над нею шах матисты Кто-то читает. Большинство не то что подремывает,:— откровенно спиг. А по зади уже полстраны. ...Сколько их сменяется, пассажиров! И не сосчитать и не упомнить. Но снова и снова невольно обращает на себя внима ние, как изменился состав «летающих». Са молет перестал быть привилегией команди ровочных, хотя и стал в то же самое вре мя наиболее разумным средством переме щения в пространстве служилого люда — экономит им драгоценные рабочие часы, экономит Министерству финансов фонды заработной платы. Много, оказывается, народу пересекает страну из конца в конец под облаками. В общестатистическом выражении, когда счет идет на десятки миллионов, представить эго практически невозможно. А тут — живая наглядность. Вот весьма ветхая бабуся, ну ждающаяся в заботливой поддержке, бес страшно мчит с двумя пересадками из Кир гизии в Сумы, на Украину. Матрос торо пится на побывку: всего-то отпуска десять дней, служит на Тихом океане, родные— в Горьковской области. И все складывается как нельзя лучше: дорога «съедает» мень ше суток. Из Кызыла в Симферополь моло дая мамаша транспортирует четырехгодо валого первенца «на дачу» к деду и бабке (хоть летом от него отдохнуть!). Целое се мейство— отец,'мать, двое ребят — направ ляется из Магадана в теплые края. От пуск— полгода, но все равно жалко терять время в поезде. А уж студентов, студен тов... Им привилегия: льготный тариф. По чему бы за полцены не слетать, куда взду малось?.. А ведь сезон еще не наступил. Каникулярно-отпускная пора еще впереди. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2