Сибирские огни, 1967, № 11
Пылают горы — горны, и море синеблузится Людей ремонт ускоренный в огромной крымской кузнице. Ему еще никак невозможно было ставить себя на ремонт: поэмы-то написано меньше половины. По-прежнему по утрам пахло на террасе хлебом, глазуньей и поле выми цветами. Цветы стояли на столе в глиняном кувшине, и Маяков ский, принимаясь за утреннюю яичницу, безадресно ворчал: — Опять своей красотищей стол захламливают. И, поморщившись, сбрасывал черенком ножа со скатерти жучка, упавшего с «пукета». Он вообще подозрительно относился к милым деталям природы. Когда кто-нибудь в задумчивости брал в рот сорванную травинку, Маяковский брезгливо говорил: — Чего вы вечно жуете траву? Ведь на ней может быть всякая га дость. Правда, он был страстным и честолюбивым грибником, но призна вал только белые грибы, и очень гордился тем, что самый большой бо ровик за всю историю Пушкино был найден им. Но сейчас он уходил в природу, как в рабочий кабинет, и, выша гивая не по ковровой, а по дерновой дорожке, не замечал ни жучков, ни грибов, ни цветочков. Он пребывал в дальнозоркости и видел страну так, как видел ее с запада — в концентрации главного, в грозном и чи стом сверкании над Европой скромной пограничной звезды. А под ногами шуршала подвяленная солнцем трава, со станции маленьким громом докатывался стук поезда, в двадцати семи верстах была Моск ва во главе со старыми большевиками и вооруженными комсомольца ми. Он шагал по маленькому лесному кусочку своей страны и ощущал ее одновременно извне и изнутри, и какой уже раз постигал, что пра вильно боится буржуазная Европа ее извечной затаенной силы, умно женной на революционность. Не раз за границей он слышал вопросы, заданные со злобой, опа ской и искреннейшим недоумением: — Что вы знали, кроме хлеба и воды,— с трудом перебиваясь со дня на день? Т а к о г о отечества т а к о й дым разве уж настолько приятен? Можно умереть за землю за с в о ю , но как умирать за о б щу ю ? У вас и имя «Россия» утеряно... Какая нация у вас? Коминтерина? Это были не такие уж простые вопросы. Конечно, их можно обойти, если бы делать поэму просто как художественную хронику Десятиле тия. Но так не умел Маяковский. Он никогда не писал только для того, чтобы рассказать, он всегда писал, чтобы доказать. Для этих глав не нужны уже были хрестоматии. А\аяковскии пере жил все, что было отпущено Москве эпохой гражданской войны. Когда в жилищах не работала канализация и была отключена вода, он, как и все, ходил в уборную с Лубянки на Ярославский вокзал и брал санки, чтобы на обратном пути прихватить остатки разломанно го забора для печки-буржуйки и увезти аж на Остоженку, к Брикам. Н четверо — «Лиля, Ося, я и собака 1Деник» укладывались спать в 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2