Сибирские огни, 1967, № 11
— Что, еще будем играть? — Довольно, обедать пора,— сказала Лиля. — Да и работать надо,— с нетерпеливой досадой проговорил Асеев,— Это вот эти двое типов испортили нам работу.— Он кивнул на журналы «Новый мир» и «Красная новь», которые лежали на другом конце стола. — Третий тип испортил,— уточнил Маяковский.— Чемберлен. Асеев помчался на дачу к Брикам, как только получил майские номера «Нового мира» со статьей Полонского «Блеф продолжается» и «Красной нови» со статьей Лежнева «Дело о трупе». А третья но вость заключалась в том, что Англия, разгромив АРКОС и советское торгпредство, теперь официально порвала дипломатические отношения с СССР. Послы обеих стран покинули свои резиденции. Пока накрывался стол для обеда, трое вожаков Лефа раздумыва ли над ситуацией. Маяковский сидел на перилах террасы и курил, в сером воздухе папироса, казалось, и не дымила, лишь то краснел, то темнел огонек на ее кончике. Брик сидел за столом и вслух вчи тывался в статьи противников. Асеев ходил из конца в конец, стол ме шал ему, а он мешал Бульке, которая у ног Маяковского беспокойно посматривала на его мотанье. — «Грузный мужчина, под сорок, «сед височный блеск»,— читал Брик Полонского.— Но замашки остались те же: в 1927 году перед нами все тот же крикун, который мог бы повторить свои давние сло ва: «Ору, а доказать ничего не умею»... Если «Леф» — писатель, как Шкловский, то он совсем не левый. Если же он левый, как Чу жак, то он совсем не писатель. Разумеется, Маяковский — не «правый», так же как и Асеев. Никакие недостойные приемы лефовской полеми ки не заставят меня последовать их примеру и забыть это. Но ведь этих «левых» можно усадить на одну табуретку, их всего два. Но ка кой же это фронт? Это и есть блеф». — Он хочет вогнать клин между нами и всем лефом,— горячил ся Асеев.— Это шулерский прием! Маяковский молча накалял кончик папироски. — «Называть нынешний Леф новым,— читал Брик Лежнева,— так же мало оснований, как называть общипанного петуха молодым только потому, что у него нет перьев. Его бы следовало назвать «Об щипанный Леф»... Леф — это даже не группа, это два поэта — Маяков ский и Асеев. Да для счета несколько бездарностей, вроде Незнамова. Теперешний холодный резонер и ритор уж, конечно, не Маяковский «Облака в штанах» и «Флейты-позвоночника»... Лефу приходится при бегать к блеску заемных светил. Связь Пастернака с футуризмом всег да была рыхлой и непрочной. Не больше оснований причислять и Шкловского. «Броненосец «Потемкин» — в нем мало лефовского, он игровой фильм, против чего Леф как раз борется... Леф умер. Он сы грал свою историческую роль. Поэзия наших дней сохраняет явствен ные следы его влияния». Брик поднял от журнала лицо с сердито встопорщенными уси ками: < — Правы рапповцы, когда говорят, что налицо единый фронт Во- ронский-Полонский. — Да,— воскликнул Асеев.— Надо снова заваривать кашу! Маяковский усмехнулся: — Колядка, вам надо съездить за границу, тогда вы поймете, ка кая мелочь эти наскоки наших древних греков и живых трупов. Впро чем, я уже написал о Полонском стих, называется «Венера Милосская 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2