Сибирские огни, 1967, № 10
Вяч. что-то сильно разгневался: «Родченко в Париже» —двенадцать страниц неведомого Родченко. Эти письма нельзя критиковать. Они бессодержательны. И если мы оста новили внимание на этих «заграничных» письмах расейского Митрофа нушки, то лишь потому, что Митрофанушкой этим гордится Леф, да еще «новый». Не было у лефов журнала — на всех перекрестках грозились: «Кабы журнал, мы пока-а-а-жем!» Но журнал перед нами. Да покажите, доро гие товарищи, не держите в секрете, в ваших письменных столах замеча тельные образцы вашего настоящего «воинствующего, классово-активно го искусства». Где оно? Глаза протираем, ищем —не находим. Мы прочитали, что О. М. Брик пишет повесть «Еврей и блондинка», но Брик пишет — скорее рак свистнет! —чем Брик напишет. Не блеснув новой практикой, «новые лефы» нестерпимо сверкают самохвальством. «Положение искусства за последние годы (т. е. в те го ды, когда журнал «Новый Леф» был в нетях.— В. П.) дошло до полного болота». «Новый Леф» и представляет собой «камень бросаемый в боло то быта и искусства». Зачем бросать камень в болото: и болога не высушишь, и камень по губишь. Ведь от камня в болоте даже кругов не пойдет «Леф победил и побеждает на многих участках культуры» Новая загадка: если Леф победил, то почему искусство дошло до полного болота? Если же оно дошло до болота, то не потому ли. что Леф победил? Так выходит по логике. Но логика — вещь для лефов спорная. Поэтому я предлагаю примириться на единственно правильном выводе: и победы болота нет, и лефы не победили... Статья эта не направлена против поэтов Маяковского, Асеева, Треть якова. Она не направлена даже против Шкловского. Каждое из этих имен, взятое в отдельности, заслуживает самого большого внимания. Я уверен, что Асеев принадлежит к крупнейшим поэтам наших дней. О Маяковском не говорю: он давно превратился в классика, и непонятно, почему еще не избран членом Государственной Академии Художественных наук. Настоящая статья заострена' против обманчивой фирмы, узурпирую щей знамя, ей не принадлежащее. Когда эти даровитые и, по существу, разноликие писатели составляют некий комплот, тогда приходится воз высить голос против попытки мертвого схватить живого. Леф на поверку оказывается блефом». Обеспокоенный Маяковский пришел к матери с тайным желанием убедиться, что она не знает об этой статье и о диспуте, котоцый готовит Леф против Полонского. Но Александра Алексеевна продолжала читать «глупые газеты», страдая оттого, что никак не может оберечь и укрыть сына. Видела она и афиши на улицах о диспуте «Леф или блеф?» в По литехническом музее. Она сказала сыну непреклонным голосом: — Володя, я хочу пойти с тобой на диспут. Он ответил мягко, но еще более непреклонно: — Напрасно, мамочка, совсем не надо. Меня там будут ругать, а вам это будет неприятно. Он смотрел на маму исподлобья, он останавливал ее взглядом, а сам вспоминал, как еще до революции в одной из первых заметок о его футуристических выступлениях было написано: «Бедная старая мать проливает горючие слезы, что у нее вырос такой сукин сын»... А маме тогда было всего-то лет сорок пять... Вот тогда ругались! А теперь что! Теперь «интеллигентский деликат», как говорит Сергей Третьяков... (Окончание следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2