Сибирские огни, 1967, № 10
пить такие богатства, чтобы вдосталь попировать всем народом! Когда тут каждому новому зданию радуешься, как крупному шагу в будущее. В Кремле не часто приходилось заседать Маяковскому, и он вспо минал, как десять лет назад пришел в Смольный, вместе с другими рево люционными поэтами, режиссерами и художниками, и заявил, что готов работать с новой властью. Общество старых большевиков пригласило редакторов журналов и газет. Теперь уж не часто так случалось, что тридцатитрехлетний Мая ковский оказывался чуть ли не самым молодым на каких-либо собрани ях. Среди этих седых ветеранов, вступивших в партию до 1905 года, он с внезапной душевной легкостью ощутил, что совсем еще не стар и вовсе не кончен, в противовес утверждению некоего критика. Новый хозяин конструктивистского здания на Страстной площади Иван Иванович Скворцов-Степанов, большевик с 1898 года, сменивший Стеклова в «Известиях», нажимал на подготовку к юбилею воспоминаний, документов, очерков. И хотя он улыбнулся з сторону Маяковского, поше веливая висячими запорожскими усами: «Думаю, что и поэты дадут нам хорошие праздничные вещи»,—Маяковский подосадовал на такое второ степенное отношение к поэзии. Сам он уже загорелся темой Октября, но поэтов всегда подбадривает, если с интересом, с нетерпением, а не меж ду прочим ожидают от них новой работы. Солнцу снова хотелось, чтобы ему приказали встать с востока. И он был счастлив, когда из Ленинграда приехал режиссер Раппо порт прямо к нему, Маяковскому, чтобы заключить договор, от имени Управления ленинградских академических театров, на текст юбилейного спектакля. Он еще не знал, что и как будет писать, никакие детали еще не оформились в воображении, но уже было предощущение грандиозно го. И даже статья Безыменского в февральском номере «Нового мира», которая называлась «На чистоту!», хотя досадно помешала созреванию душевного настроя, но не могла его замутить. Пролетарский союзник продолжал обижаться на «попутчика»: «На падать на Леф —задача мне лично неприятная, даже обидная. Но Леф теряет общественную перспективу, в его методах спора прорывается струя того невыносимого гениальничанья, которое мешает разбирать друзей и врагов. Одним из любимейших Лефом способов доказательства, что он во главе литературы, является выдергиванье из произведений ав торов других групп тех мест, которые похожи на те или иные отрывки из произведений лефов. Но и они небезгрешны». Дальше автор приводил примеры: Безыменский в 1924 году: Умереть? —да это, брат, пустое! Жить смоги! — а это тяжелей. Маяковский в 1926 году: В этой жизни умереть не трудно. Сделать жизнь — значительно трудней. Безыменский: Только тот на нашем пути, кто умеет за каждой мелочью революцию мировую найти. Маяковский: Надо в каждой пылинке будить уметь большевистского пафоса медь... 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2