Сибирские огни, 1967, № 10
пароходов. И выплыли корабли из вечерней осенней сырости и бросили якоря в стихи: Может, просит: — «Красная Абхазия!» Говорит «Советский Дагестан». Я устал, один по морю лазая, подойди сюда и рядом стань. Но в ответ коварная она: — Как-нибудь один живи и грейся. Я теперь по мачты влюблена в серый «Коминтерн», трехгрубный крейсер. Сволочь бабы, трясогузки и канальи... Он лег спать в эту ночь на своей старой кушетке. А утром он вы-* черкнул горькое, злое слово, вырвавшееся так искренне. Чуть помягче оставил он стих: «Все вы, бабы, трясогузки и канальи». В эту пору профессор Шенгели начал выступать в аудиториях Мо сквы с докладом: «Маяковский во весь рост». Маяковскому дали стено грамму этого доклада, отпечатанную на машинке. Он заперся с ней на Лубянке и брезгливо стал листать тощую пачку страниц. Он приготовился прочесть руготню, критику, глупые упреки в раз рушении классического стиха, но вместо этого лиловые буквы слага лись в слова некролога; с болезненным любопытством он читал словно бы не о себе, словно совсем отчуждены от него были эти страницы, ведь не мог же быть о нем, живом, некролог: «...Сейчас уже можно подвести итог его литературной работе, так как она фактически закончена. Талантливый в 14-м году, еще интерес ный в 16-м.— теперь, в 26-м, он уже не подает никаких надежд...» Это о нем слышит такие слова Москва. Вот он сидит сейчас, читает, нервничает, скоро собирается обедать, а в то же самое время в москов ских аудиториях, как в церквах, идет его отпевание. Ага! Но это уже не некролог, не выдержал оскорбленный профес сор панихидного, даже вроде бы скорбно-сочувствующего тона, вот уже полетела брызжущая слюна: «Чем же обусловлен успех Маяковского? Колоссальным нахрапом самоутверждения, революционной фразой и упрощенством, с которым Маяковский трактует те или иные проблемы! Его желтая кофта и литературные скандалы проистекают из чувст ва собственной недостаточности. Выпячивание своего «я»: трагедия «Владимир Маяковский», «больше всего мне нравится моя собственная фамилия — Владимир Маяковский», в поэме «Человек» главы названы: «Рождество Маяковского», «Жизнь Маяковского» и т. д. «Про это» украшена в первом издании рядом снимков (для таковых надо позиро вать), изображающих, как Маяковский говорит по телефону, сидит на чемодане, стоит на мосту и т. д. Книжка сатиры называется: «Маяков ский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается». Здесь не просто самовлюбленность, какая была, например, у Баль монта,— здесь глубоко укрытая боязнь: «Не забыли бы, что это именно я, я Маяковский, Владимир Маяковский, Владимир Владимирович Мая ковский, живущий на Большой Пресне (36,24),—написал». Маяковский не понимал, почему больно ему было читать эти лист ки... Нет, ом понимал, но не хотел признавать, что какой-го Шенгели может причинить ему боль. Поэты и так нараспашку раскрывают себя перед публикой, они и без того незащищенные, потому что всё обнажа ют в своей душе. Так почему же каждый может тыкать зонтиком в боль« ное место, как версальские барыни в раны парижских коммунаров?!. Да, он, пришедший из старого мира уже поэтом в революцию, всегда 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2