Сибирские огни, 1967, № 10

В Ялте ожидал Шкловский, приехавший вместе с кинорежиссером Абрамом Роомом, с которым готовил фильм «Третья Мещанская». В перерывах между выступлениями Маяковский и Шкловский шли на пляж, похожий сверху на облепленную бумагу для мух. Проходя ми­ мо загорелой женской фигуры, Маяковский говорил спутнику: — Эх, к такому жареному бочку да еще картошечки о! Женщина поднимала лицо с прилипшим к щеке песком и с гордым презрением отталкивала взглядом шутника. Маяковский сильно рассекал воду, и ог него шли конусом в обе стороны волны — маленькие подобия пароходных. Голая голова Шклов­ ского лоснилась на солнце, как будто плавал тюлень. Потом лежали на песке, ощущая, как испаряется с тела морская влага, стягивая кожу, и Шкловский рассказывал, что они собираются снимать еще и документальный фильм «Евреи на земле»— о возникаю­ щих в Крыму еврейских земледельческих колониях. — О городских людях, которые пытаются превратиться в кресть­ ян,—пояснил Шкловский и неторопливо пробубнил: —Лиля хотела участвовать в съемках. Маяковский рывком сел и с радостной укоризной закричал: — Какого черта вы сообщаете об этом в последнюю очередь, да еще таким невыразительным тоном? Шкловский, прижимаясь грудью к песку, виновато развел кистями рук и усмехнулся, а Маяковский, снова растягиваясь в рост, нежно про­ говорил: — Ослепительно было бы увидеть Лилечку на ялтинском бал­ кончике. Набираясь опыта перед съемками двух картин, Шкловский и Роом потащили его в Алупку, чтобы посмотреть львов, увековеченных Эйзен­ штейном в «Броненосце «Потемкине». На фоне зубчатого Ай-Петри, повторяя его контуры своими мина­ ретными башнями и готическими шпилями, стоял в 'парке серо-зеленый диоритовый дворец Воронцова. От него уступами спускалась Львиная терраса. Три пары беломраморных львов охраняли ее по бокам. Ниж­ няя пара львов дремала, средняя пара пробудилась и приготовилась вскочить, верхняя — поднялась и ощерилась. Эйзенштейн так смонти­ ровал этих львов, что на киноленте один и тот же мраморный лев про­ сыпается и вскакивает разъяренный. — Гениальный монтаж,— сказал Шкловский.— Гениальный. Какое искусство в какие эпохи знало что-либо подобное^ Он, как гурман, выбирал по крохам, выковыривал из искусства не­ обычное. Все-таки иногда везет человеку! Только что Маяковский осмели­ вался лишь побаловать себя маловероятной мечтой: представить себе Лилю здесь, в Ялте,—и вдруг словно услышал ее оклик... Он читает ее слова на плотном, телеграфном бланке, и хотя Лиля в глаза не видела этого бланка из запасов ялтинского телеграфа, он сжимает его в ладо­ ни, будто касается Лилиной руки. Он тут же побежал на почтамт и на ходу примерял к Лиле все перипетии дальних дорог от Москвы и пересчитывал горные взлеты и падения крымских шоссе, и соображал, какой же выбрать для нее путь , чтобы поездка максимально приближалась к переносу Лили на ру­ ках от Москвы до Ялты. Он отправил телеграмму длинную, как письмо: «Бесконечно рад. Пятницу субботу читаю лекции Ялте. Приезжай пря­ мо Ялту. Лучше от Севастополя пароходом. Автомобиль растрясет. При­ хвати Осика. Телеграфируй. До свиданья. Целую». 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2