Сибирские огни, 1967, № 10
однажды почувствовал при виде бегущей толпы, словно затаилось и ждало лишь срока, и внезапно прорвалось, как нарыв, и растеклось по телу, парализуя мускул за мускулом. Евпаторийское море сверкало и переливалось под солнцем, морской ветерок не справлялся с жарой, буйствовали синие, желтые, зеленые, белые цвета, а Маяковский лежал в гостиничном номере, раздавленный тяжестью собственного тела, и ка залось ему. «то организм вобрал в себя из окружающего воздуха весь сорокаградусный жар и оттого стало прохладно вокруг до озноба. Диагноза врачей не требовалось, он знал, что это опять грипп, ко торый изматывал его так часто. Мускулы обдрябли и истончились, они не в силах были поднимать такую кучу тела, и Маяковский лежал словно кит на суше, словно Гул ливер, связанный тысячью лилипутских веревочек. И становилось страш но от собственной беспомощности. Жалили москиты. Они залетали под простыню, забирались под рубашку и кусали по-клеповьи. А он лежал и ничего не мог с ними поделать. Он впадал в забытье, в полусон-полуявь, и в редкий момент обо стрения чувств заставил себя на том, что тупо смотрит в одну точку на потолке. Тогда он отрывал взгляд и облизывал пересохшие губы. Склонялись лица доктора, сиделки, гостиничных служащих, испуган ного Лавута, которому Маяковский слабо улыбался. Хотелось сказать ему, что вот вам компаньон ничего себе попался —то публика от него разбегается, то он в жару грипп схлопатывает. Но говоригь не хотелось, .мозг стал вялым, как мускулы, ему трудно было поднять и двинуть мысль. Опять приходило забытье. На него, неподвижного, двигалась толпа, оставляя за собой клейма следов, заполняла комнату на Лубянке — и это оказывалась нежомната, а желтый вагон. Оч хотел закричать в эту толпу, но она разбежалась, посверкивая браслетами и бриллиантами, остался лишь татуированный осоавиахимовец, не спеша поплевывающий в кулаки, и это был не осоавиахимовец, а худенький подросток Гулячкин, он махал бумагой и вопил от радости: — Мамаша, с таким мандатом я всю Россию переарестую! — Валерий Михалыч, Валерий Михалыч,— бормотал Маяков ский,—Дзержинского сюда... ...И уже не было ни Г'улячкина, ни вагона, а была набитая комода ми комната с канарейкой в клетке, илежал он на пуховой перине, напол ненной клопами, и от их укусов невозможно было сбежать... Очнувшись, Маяковский опять смотрел в потолок и слабой рукой отгонял москитов, когда видел их в воздухе. Но они редко летали, они ленились летать в пределах комнаты и скрытно ползали по стенам и по кровати. Маяковский смотрел в потолок и вспоминал свой бред и про слеживал его истоки из реальности. У Мейерхольда в пьесе Эрдмана «Мандат» играл Гулячкина Эраст Гарин. Оптимистичный Всеволод трактовал мещанина как историче скую окаменелость, и гундосый крик Гулячкина о всесильном мандате вызывал беззаботный и победоносный хохот зрителей... А Гулячкины не окаменели, они действительно обзаводятся мандатами на фамилии Медяников, Кулаковых, даже краснодарский контролер таскает при себе какой ни на есть мандатик. Наконец, прошиб пот, и жар начал спадать, и от взмокшего тела стало еще зябче, и сердце, стучавшее с гулом во время жара, теперь исчезало порою, изредка тихо ёкая, как останавливающийся ппи конце завода часовой механизм. Маяковский ворочал тело с боку на бок очень осторожно, чтобы совсем не остановить сердце. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2