Сибирские огни, 1967, № 10
скую по содержанию литературу, но без революционизирования формы. Гладков написал роман, и бывший граф Алексей Толстой, который въехал в Москву из эмиграции на белом коне своих сочинений, тоже пишет романы. Так какая же разница между коммунистом и графом?! «Аэлита» тоже рекламируется вовсю — кинофильмом с Солнцевой, а в Баку налепливается с парижским шиком на парикмахерскую. А ведь этот роман — вроде Бенуёвской «Атлантиды», только слегка прикрытой красноармейской шинелью Гусева. Эту самую «Атлантиду» Маяковский прочел однажды во время бо- лезни,—не отрываясь, залпом,— а потом с каким-то даже обиженным недоумением проворчал: — Чепуха несусветная, а как читается! Сергей Третьяков любит повторять: — К слову «развлекаться» стоит относиться подозрительно. Оно часто есть замаскированное «отвлекаться». Вот стихи Демьяна Бедного — это не развлечение, а оружие борьбы. Демьян уже классик, его изучают в школе, живет он в Кремлевской квартире. Демьян не любит лефов и часто обрушивается на Маяковско го. Когда возник Ле,ф, он опубликовал фельетон под названием: «Леф- че! Лефче!» Но лефы достаточно справедливы, чтобы из-за этого при нижать фигуру Демьяна. Когда генерал Юденич, наступая на Петроград, впервые пустил танки, то они навели ужас на красноармейцев. Но достаточно было Демьяну обозвать в стихотворении танк Танькой, как пропал страх пе ред этим чудовищем. Вот это по-лефозски понятый социальный заказ! Вроде бы мысль — это что-то отстоявшееся, это абстрагирование эмоций. Но не получался из Маяковского Спиноза. Мысли гремели, сши бались и перехлестывали через край, и никак не отстаивались они в хаосе эмоций, так же как ничего еще не отстоялось в вихрях литератур ной борьбы, и Гладков еще не признавал Толстого, а Маяковский —их обоих, а Демьян Бедный —Маяковского. Луначарскому с Горьким, ко торые старались найти нечто хорошее во всех, доставалось и от рап- повцев, и от перевальцев, и от лефов... Только чистые листы бумаги могли утихомирить этот разгул не- отстоявшихся мыслей, приняв их на себя. Сейчас Маяковскому хоте лось одного: защитить поэтов — от невнимания критиков, от равнодушия книготорговцев и издателей, от толстотомого давления прозаиков. Маяковский засел за статью «Подождем обвинять поэтов», вытя гивая из хаоса фактов и мыслей только ту цепочку, которая работала на защиту поэзии. Вытягивать эту цепочку было нелегко, в нее встре вали, ее разрывали противоположные факты, как раз обвиняющие поэтов. Недаром Асеев восклицал: «Халтура! Какой-то ливень халту ры!» Но Маяковский тянул цепочку, сдерживая пока сам себя: «По дождем»... Подождем обвинять поэтов, еще успеем. Он злился на хал турящих сотоварищей, которых вкупе приходится защищать, лишь бы защитить поэзию. Он быстро закончил статью, надо было высвобож даться для другого. Если некоторые киты поэзии порою халтурят, то что делать киль ке? В какой-то местной газете во время поездки прочел же Маяковский такие стихи: Вот оно, рабочее отродье... , Так честит юнец-комсомолец свой же комсомол. Стихи издают все, кому только подвернется бумага. Местколлегия 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2