Сибирские огни, 1967, № 10
Фининспектор, к которому пришел Маяковский в полутемную конто ру, заваленную толстыми папками, выслушал всякие высокие слова, скукожившись за столом, обвиснув, будто из него выпустили воздух, и с вялым бесстрастием сказал: — Учтите, гражданин, дальнейшая неподача декларации повлечет повышенный штраф и ревизию доходов. Маяковский молча ушел, толкнув тростью дверь, он был брезглив и не любил касаться захватанных дверных ручек в присутственных местах. Чиновник государства выполняет свое маленькое дело. Он вполне мог бы повесить над собой плакат: «Разговаривать с фининспектором строго воспрещается». Ничего бы не изменилось, потому чго разговоры с ним бесполезны. Выполнять маленькое дело — это не беда, но беда, если до всего прочего —его дело маленькое. А стих «Строго воспрещается» и в столице никто не хочет печатать. В «Вечерке» и в «Рабочей Москве» только посмеялись над таким ми зерным бюрократизмом. Из глубин памяти зримо всплыл давнишний — желтый, ломкий, с древесными занозами —лист «Правды»... Это было года четыре назад, когда однажды Маяковский развернул «Правду» и прочитал во вчераш ней речи Ленина о своем стихе «Прозаседавшиеся»: — Давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения по литической и административной... Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно. Ну, вот! Это сказал Ленин. А сейчас говорят: — Это фельетонный факт, в нем нет предмета поэзии. Тогда так же обычно говорил Стеклов, и «Прозаседавшиеся» попали в «Известия» лишь потому, что редактор уехал в отпуск. Страшно по думать, от кого только ни зависит судьба поэта! Будь Стеклов на ме сте, сказал бы: «Неверное обобщение! Клевета на советскую систе му!»— и Ленин никогда бы не прочитал этого стихотворения и не ска зал бы о нем своего доброго слова. Что это еще за предмет поэзии? А политика — чей это предмет? Когда писались «Прозаседавшиеся» или делались Окна РОСТА, то он, поэт, думал об одном: как поэтическую форму поставить л а службу по литическому содержанию. Это и есть один из принципов Лефа, и Сер гей Третьяков прекрасно его сформулировал: «Предельно овладев ору жием эстетической выразительности, заставлять Пегасов возить тяже лые вьюки практических обязанностей агит- и пропаг-работы». «Поэты не идут!» —этот клич стоит по всей Руси великой. Да поэ тов не пускают! О поэтах молчат или ругают их. А «Цемент» Гладкова обеспечивают гипертрофией рекламы: Коган и Вешнее расхвалили ро ман, журнал «Экран» дал восторженные отзывы именитых читателей, вплоть до наркомов. Маяковский ненавидел каменные глыбы романов и не мог слышать слов «эпическое полотно». Правда, он почитывал романы, а Достоев ского и Чернышевского, и современного Артема Веселого даже любил. Но Леф в принципе не признавал романов —за литературную выдумку. Леф считал, что простое собрание жильцов коммунального дома ин тересней любого романа. Фактография тоже была его принципом. Лефовцы всегда яростно нападали на всех противников этого прин ципа— на Луначарского, который обвинял их в примитивизации задач литературы и в отрицании классического наследства, на перевальцев, которые собирали к себе старых и даже далеких от революции писате лей, на союзников-рапповцев, которые хотели создать чисто пролетар- 3 Сибирские огне № 10 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2