Сибирские огни, 1967, № 10
вопили на все голоса. Набирая у них разные газеты, Маяковский мель* ком видел траурные рамки извещений. Только дома он раскрыл газеты. И прочитал спокойные и грустные строки предсмертного стихотворения: До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей,— В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. Будто с жалостью смотрел в пьяное лицо с прикрытыми осолове лыми глазами, и вдруг на этом лице поднялись тяжелые веки, и глянули абсолютно трезвые, все понимающие и о тебе же сожалеющие глаза. Маяковский не мог оторваться от этих глаз, и все клеточки мозга постепенно заливала обнаженно простая и оттого страшная истина: «Но и жить, конечно, не новей»... Нет, не «Черным человеком» распрощался с людьми Сергей Есенин. Маяковский бессильно сидел за столом, уставясь в посветлевшее замороженное окно. Со двора глухо доносился зловещий крик точиль щика ножей: — Точить ножницы, ножи! Точить ножи, мясорубки! Но и жить, конечно, не новей,— эти строчки исчерпали все. После них бесполезно что-либо писать... Но и драться, но и любить, но и писать стихи и даже призывать к жизни, конечно, не новей, чем умереть... Хотя в комнате светлело все больше, казалось, что все гуще возвра щается бредовая ночь, в которой быотся, как пульс, две строчки, отсчи тывая секунды жизни, и Есенин, умерший, но не мертвый, с наивной улыбкой приглашает выполнить свое предреченье, как он исполнил свое. Опять на дворе заорал точильщик ножей, и Маяковский почувство вал, как спало оцепенение, и он вдруг понял, какой секрет заложен в этих простых, казалось бы безыскусных и торопливых, строчках. Нет! Такие стихи, может быть, созревают всю жизнь. Стихи написаны так, будто это интимное прощание с любимой женщиной, личное письмо, только ей. А ведь на самом деле они не адресованы ни жене Софье Толстой, ни Айседоре Дункан, это вообще не женщине стихи, это стихи «милому»/а не «милой». Есенин прощается сразу со всеми, со знакомыми и незйакомыми, с мужчинами и женщинами, но прощается с каждым в отдельности, интимно прощается с каждым из сотен тысяч людей. Сколько же людей после такого прощания так и не скинут с себя оцепенения! Сколько поклонников положит он с собой в могилу? Зачем же умирать так, Сергей Есенин? Абсолютно необходимо ан-~ нулировать ваш стих, пока он не разнес беду. Надо срочно писать та кие стихи, чтобы каждый воспринял их как свои личный отрицательный ответ на ваше прощание, чтобы развенчать страшную неотразимость истины: «Но и жить, конечно, не новей». - Но ни в этот день, ни во многие последующие ничего не мог написать Маяковский. Он бежал из своей одиночки —на улицы, в толпу, к Асе евым, Брикам, Мейерхольду, Пастернаку. И бежал от них обратно к себе на Лубянку. Он не мог видеть рыдающего Мейерхольда, не мог слышать подробностей от Осипа о том, как Есенин, не найдя в номере чернил, разрезал ножом руку выше кисти и макал в кровь перо, чтобы написать последнее стихотворение; как труп его семь часов провисел на трубе парового отопления в номере гостиницы «Англетер», пока не была взломана дверь. 2 Сибирские огни № 10 17 Новосибирская областная б и б л и о т е к а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2