Сибирские огни, 1967, № 10
ственно-языковый, та* и идейно-темагиче- ский отпечаток». Интересно разрабатываются Н. Бабуш киным проблемы метода в фольклоре и принципы, и приемы типизации. Оригиналь на постановка вопроса о корнях родства романтического и реалистического методов. По мнению исследователя, это родство обнаруживается в «первоэлементе», в язы ке. А соприкосновение через язык означает связь через «человечеокое начало, так как без языка нет человека, нет мышления, нет работы сознания...» Автор пишет: «Человек, во всей слож ности его связей с обществом и природой, его живая речь...— вот обязательная общая схема и реализма и романтизма». Это пра вильное утверждение все-таки, нам кажет ся, требует уточнения в эстетическом пла не. Ведь романтизм и реализм — это раз личные художественные системы. А между тем, иаблюдается органичная историческая преемственность их или «сосущесТвование», элементов этих систем в <й.ном произведе нии. Очевидно, что в этом случае действует закон «эстетического притяжения». Его мы обнаруживаем ¡в литературе. Несомненно, проявление этого закона можно заметить и в устном народно-поэтическом творчестве. Еще один новый аспект связи фолькло ра с литературой открывается на.м тогда, когда Н. Бабушкин говорит о психологии творчества—проблеме, равно относящейся и к письменному, и к устному творчеству. Исследователь доказывает сходство этапов творческого процесса писателей-профессио- налов и творцов фольклорных произведе ний. Связь устного и литературного твор чества видна «уже в самых истоках пси хологического процесса». Живо и аргументированно раскрывается в книге Н. Бабушкина поэтическое взаимо влияние и 'взаимообогащение литературы и фольклора. Хорошо это проиллюстриро вано на стихотворении «Проводы» Демьяна Бедного. Интересная мысль высказана о связи фольклора с профессиональной драматур гией. Автор прослеживает эту мысль на примере пьесы Н. Погодина «Человек с ру жьем». Он шаг за шагом воссоздает исто рию возникновения и создания художе ственного образа «человека с ружьем», ана лизирует различные модификации этого образа до того момента, когда он отлился в завершенную художественную форму под пером -профессионального драматурга. Книга Н. Бабушкина привлекает преж де всего своей постановкой и принципиаль ным решением ряда насущных проблем со временной теории устного народного твор чества. Теоретическое положение властно подчиняет себе конкретный материал, кото рый полностью «работает» на главную проблему. Однако в некоторых местах, к сожалению, конкретный материал становит ся протокольно -скуповат. Нам, например, кажется, что, говоря об отношении Н. В. Го голя к фольклору, не следовало ограничи ваться только его высказываниями об устном творчестве народа, о народном языке. И. С. Тургенев тонко заметил по пово ду смерти Н. В. Гоголя в письме к И. С. Аксакову от 3 марта 1852 года: «Тра гическая судьба России отражается на тех из русских, кои ближе стоят к ее недрам,— ни одному человеку, самому сильному духу не выдержать в себе борьбу целого наро да, и Гоголь погиб!» Близость Гоголя к «недрам» проявля лась в постоянных, упорных поисках спо собов выражения общенародной позиции, на родной точки зрения, начиная от «Вечеро-в на хуторе близ Диканьки» и кончая первым томом «Мертвых душ». Гоголь глубоко фольклоричен по сам-ой сущности своего ми ровоззрения, по авторской позиции, о чем бы он ни писал, какие бы темы ни затра гивал. Проблема фольклоризма встает во весь рост и в связи с художественным методом Л. Н. Толстого. При этом имеется в виду не только «Война и мир», но и «поздний» Толстой. Усиление «идеального» содержа ния в поздних произведениях писателя и, в частности, в «Воскресении», привело его к неразрешимой в границах метода крити ческого реализма дилемме реально суще ствующего и должного (как понимал его Толстой). И тогда Толстой вновь обращает ся к фольклору, обнаруживая и здесь «кри чащие противоречия», столь свойственные ему в этот период. Он пишет: «И бывает то,’ что есть сказки, притчи, басни, легенды, в которых описывается чудесное такое, че го не бывало и не могло быть, и легенды, сказки, басни эти —правда потому, что они показывают то, в чем воля божия всегда была, есть и будет, показывают, в чем правда царства божия» («О том, в чем правда в искусстве»). Формы притчи, легенды, сказки были очень удобны для выражения указанного «идеального» содержания. И Толстой охот но их использовал и в крупных произведе ниях и в «народных рассказах». Проблема фольклоризма Толстого на разных этапах его идейно-художественного развития выступает, таким образом, как со ставная часть общей проблемы народности писателя, определившей характерные осо бенности его творческого метода. Разумеется, такое расширение границ ис следования желательно было бы сделать и в отношении остальных писателей И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, А. П. Че хова и др. Но все это, конечно, частные замечания, не затрагивающие существа работы Н. Ба бушкина. В целом она убеждает нас в глав ном — в исторически стабильном приорите те народно-поэтического творчества перед профессионально-индивидуальным. Она убе ждает также и в настоятельной необходи мости создания единой теории искусства слова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2