Сибирские огни, 1967, № 10

еты и мелочности, когда чувства обострены. Закрадывается в сердце грустинка об ушед­ шей молодости, а силы еще бурлят, и ве- рится, что есть и вторая молодость, •и третья, и четвертая, что жизнь бесконечна и прекрасна. Придет однажды осень без прикрас, я — не в обиде — просто замечаю: она прибавила морщинку возле глаз. Задумалась немного у залива, убавила чуть пламя у зари... Как вы ясны и как несправедливы, считающие годы сентябри. Грустное и светлое настроение это жи­ вет во многих стихах. Оно —как паутинки, плывущие по бабьему лету, напоминающие среди роскошного пиршества природы о том, что будут еще и снега, и метели, что не все на белом свете легко и просто. Книга «Сентябрь» тематически, да и по настроению своему, продолжает предыду­ щие книги поэтессы — «Середце не забыва­ ет» (Иркутск, 1958 г.) и «Парус» (Иркутск, 1964 г). И все же есть в ней отличие, на мой взгляд, знаменательное: отточеннее стала мысль, отточеннее стала строка. Воз­ можно, это взаимосвязано: чем глубже про­ никает поэтесса в сферу мыслей и ощуще­ ний своего современника, тем больший отбор происходит и в потоке образов, воз­ никающих в душе ее, летящих сквозь приз­ му, разбивающую прямой белый луч на все цвета и оттенки радуги. Видимо, поэт от непоэта именно этим и отличается^ там, где все видят однообразный белый цвет, одаренный человек видит сотни, тысячи от­ тенков и красок, выделяет главные, соот­ ветствующие его взглядам, вкусам, привя­ занностям, и показывает уже знакомые и примелькавшиеся предметы, явления, собы­ тия в необычном свете. Если книга «Сердце- не забывает» — пер­ вый серьезный рывок из прошлого, харак­ терного робостью в поисках своей темы, своего жизненного кредо, из прошлого, ког­ да оно еще незримыми нитями привязывает героиню к отпетым и отзвеневшим чувствам, а «Парус» — только предчувствие гряду­ щих бурь и потрясений, хотя в свое время на долю Елены Жилкиной — поэтессы ли­ рической выпало их более, чем достаточно, то «Сентябрь» —книга незримых, но суро­ вых сражений, где победы подчас равно­ значны поражению, а поражения — побе­ дам. Ведь это спор сердца с самим собою, спор времени с самим собою: сердце раз­ бивает подступающий холодок осени, время не имеет власти над любовью, дружбой, привязанностью к любимой сибирской при­ роде. Я верю в счастье, и хочу сейчас же свою звезду на небе отыскать... О настроение, похожее на жажду. Не расплескать души б! Не расплескать. В сборнике нет праздничных трафарет, ных стихов, многословных и велеречивых. «Сентябрь» — книга гражданская по суще­ ству. В чисто лирический разговор Елена Жилкина сумела вложить довольно широ­ кий круг проблем современности: от гордо­ сти за свой растущий, вечно меняющийся город до разговора о месте человека в се­ годняшней борьбе, до горечи за тех, кто рушит каноны дружбы, веры, предает свя­ тое... Летят воспоминанья дымом, по ветру времени скользя, но горестно непоправимы меня предавшие друзья. Я вижу их другие лица, я снова спорю с их виной... Скрипят глухие половицы, проходит полночь стороной. Не вся книга написана на крепком и прочном уровне. Есть стихи с ослабленным дыханием’, с нетвердой, неуверенной стро­ кой. В хорошем стихотворении «Лебедин- ка», на мой взгляд, лишняя первая строфа, она снимает напряженность концовки, как это бывает,- когда перед киносеансом кто- то пересказал тебе уже главный, как гово­ рят кинематографисты, «анекдот» фильма. Но ведь о поэте судят не по его просче­ там. а по вершинам, по достижениям. Еле­ на Жилкина порадовала нас многими хоро­ шими стихотворениями, серьезным движе­ нием в высоту. О редакторе обычно вспоминают, когда говорят о недостатках книги: он, дескать, и есть главный виновник того-то и того-то. Мне хочется сказать, что книга тщательна и придирчиво отредактирована, отредакти­ рована доброжелательно С. Н. Маневич и великолепно, лаконично оформлена ху­ дожником А. И. Аносовым. Книжка эле­ гантна, нарядна, привлекательна. Эта маленькая рецензия названа «Мед­ ленный чистый огонь»-. Названа строкой сти­ хотворения Елены Жилкиной, в котором она мечтает добыть в трудностях и непокое для людей медленный и чистый огонь поэ­ зии. Лучшие стихи книги «Сентябрь» оза­ рены этим добрым огнем. И л ь я Ф о н я к о в СЛОВО И ЦВЕТ П ервая книга поэта Вильяма Озолина «Окно на Север» 1— необычна. Не­ обычно хотя бы то, что стихи в ней переме­ жаются прозой — крохотными новеллами, или, может быть, стихотворениями в прозе. ‘ В и л ь я м О з о л и н . Окно на Север. Но­ восибирск. Зап,-Сиб, кн. изд., 1966, 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2