Сибирские огни, 1967, № 10

шее отмщение будет вам...» Одна лишь на­ града нужна и герою рассказа «Плевок в глаза Дутову» Джувану, и он, не боясь смерти, высказывает ее карателю: «Уходи из степи, не тронь степь, степь живой, степь жарить на огонь нельзя». «Картины гражданской войны» отлича­ ются и жанровым многообразием. Здесь, кро­ ме рассказов, легенд, сказов, писатель пред­ ставлен мемуарным произведением «33 скан­ дала Колчаку». На первой странице этого, никогда полностью не публиковавшегося, но чрезвычайно интересного сочинения А. Со­ рокин утверждает: «То, что я делал, про­ шло малозамеченным, но если бы я действо­ вал против Колчака пулеметами и пушка­ ми, сделал бы меньше, чем своими скандалами». Не следует переоценивать пе- волюционного значения «скандалов» А. Со- ■рокина, но идейно-художественная значи­ мость этих коротких новелл — вне сомне­ ний. Писатель добивается здесь такого органического сплава подлинных событий и вымысла, что неискушенному читателю, не знающему в подробностях биографию А. Со­ рокина и историю колчаковского режима в Омске, просто невозможно отделить под­ линные факты от вымысла. Это и дает пра­ во считать эти записки не просто докумен­ тами эпохи, а подлинно художественным произведением. Первая книга избранных сочинений А. Сорокина, несомненно, дает довольно полное представление о писателе, однако некоторые мотивы последнего периода твор­ чества звучат здесь довольно приглушенно. Напрасно, пожалуй, составители прошли мимо тех произведений, в которых ясно проступают мучительные раздумья о писа­ тельском труде, о назначении и месте ху­ дожника в новой жизни. Рассказы эти пуб­ ликовались в газете «Рабочий путь» в 1926—1928 годах и уже тогда вызвали жи­ вой отклик критики. Среди таких произве­ дений следует назвать рассказы «Только одна буква», «Кателькут». Интересны они еще тем, что в них наблюдается определен­ ный сдвиг в художественной манере писа­ теля в сторону усиления реалистической детали. Рационалистические схемы и аллего­ рические образы, составляющие основу мно­ гих рассказов А. Сорокина, обретают здесь большую пластичность и реалистическую выразительность. Вообще следует сказать, что публикации А. Сорокина на страницах омской газеты учитывались составителями явно недоста­ точно. Фрагментом из рассказа «Митькин заработок» («Рабочий путь», 4 сентября 1927 г.) является сценка «Приходы и расхо­ ды Степашки», место и время публикации которой в комментариях не указано. Рас­ сказ «Симу» впервые опубликован в одном из январских номеров «Рабочего пути», а не в журнале «Сибирские огни», как это утверждается в примечаниях. Не установле­ но место публикации рассказа «Алимжан», хотя он был опубликован на страницах все той же газеты в 1926 году. Хотелось бы видеть в книге А. Сорокина больше материалов, ранее не публиковав­ шихся. Архив писателя таковыми распола­ гает. Безусловный интерес читателя вызва­ ли бы афоризмы А. Сорокина. Они помогли бы шире представить творческий диапазон сибирского автора. А многие из афоризмов проливают свет на некоторые обстоятель­ ства жизни писателя. Ограничимся лишь одной записью из сотни имеющихся в архи­ ве: «Мания величия свойственна только глупцам. Мудрые же скромны и сознают свое ничтожество, и, если вынуждены гово­ рить о своем величии, то это только теат­ ральное представление» '. В заключение следует заметить, что пер­ вая книга избранных сочинений Антона Со­ рокина — заметное явление в литературной жизни Сибири. Хочется надеяться, что книга, . созданная по совету Горького, про­ изведет действие, о котором мечтал в свое время один из мемуаристов А. Сорокина: «Издание его книг с совершенной очевид­ ностью обнаружит, что в его лице литера­ тура потеряла чрезвычайно своеобразного писателя. Тогда, несомненно, рассеется пред­ ставление о Сорокине как о человеке, пора­ женном «манией величия». М а р к С е р г е е в МЕДЛЕННЫЙ ЧИСТЫЙ ОГОНЬ О аполыхали осенним холодным огнем леса над Ангарой. И все же сентябрь минувшего года был на удивление тепдым. В последний его день в руках у любителей поэзии оказалась книга в белом супере, на котором—тонкая, с тронутыми краснотой листьями, веточка и название: «Сентябрь». И, словно бы стараясь не отстать от щед­ рой и на удивление мягкой осени, автор пишет: Я поняла, что греет не огонь, пусть полыхает он себе из печи, а чья-то добротой согретая ладонь, доверие, расправившее плечи. Это новая книга Елены Жилкиной 1 2. Да, «Сентябрь»! Время собирания пло­ дов, время зрелости, время, когда начина­ ешь ценить тепло, когда очищаешься от су- 1 Гос. архив Омской обл., ф. 1073, оп. 1 ед. хр. 249. 2 Е л е н а Жи л к и н а , - Сентябрь. Иркутск. Вост.-Сиб. кн. изд., 1966. 12 Сибирские огни № 10 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2