Сибирские огни, 1967, № 10
шее отмщение будет вам...» Одна лишь на града нужна и герою рассказа «Плевок в глаза Дутову» Джувану, и он, не боясь смерти, высказывает ее карателю: «Уходи из степи, не тронь степь, степь живой, степь жарить на огонь нельзя». «Картины гражданской войны» отлича ются и жанровым многообразием. Здесь, кро ме рассказов, легенд, сказов, писатель пред ставлен мемуарным произведением «33 скан дала Колчаку». На первой странице этого, никогда полностью не публиковавшегося, но чрезвычайно интересного сочинения А. Со рокин утверждает: «То, что я делал, про шло малозамеченным, но если бы я действо вал против Колчака пулеметами и пушка ми, сделал бы меньше, чем своими скандалами». Не следует переоценивать пе- волюционного значения «скандалов» А. Со- ■рокина, но идейно-художественная значи мость этих коротких новелл — вне сомне ний. Писатель добивается здесь такого органического сплава подлинных событий и вымысла, что неискушенному читателю, не знающему в подробностях биографию А. Со рокина и историю колчаковского режима в Омске, просто невозможно отделить под линные факты от вымысла. Это и дает пра во считать эти записки не просто докумен тами эпохи, а подлинно художественным произведением. Первая книга избранных сочинений А. Сорокина, несомненно, дает довольно полное представление о писателе, однако некоторые мотивы последнего периода твор чества звучат здесь довольно приглушенно. Напрасно, пожалуй, составители прошли мимо тех произведений, в которых ясно проступают мучительные раздумья о писа тельском труде, о назначении и месте ху дожника в новой жизни. Рассказы эти пуб ликовались в газете «Рабочий путь» в 1926—1928 годах и уже тогда вызвали жи вой отклик критики. Среди таких произве дений следует назвать рассказы «Только одна буква», «Кателькут». Интересны они еще тем, что в них наблюдается определен ный сдвиг в художественной манере писа теля в сторону усиления реалистической детали. Рационалистические схемы и аллего рические образы, составляющие основу мно гих рассказов А. Сорокина, обретают здесь большую пластичность и реалистическую выразительность. Вообще следует сказать, что публикации А. Сорокина на страницах омской газеты учитывались составителями явно недоста точно. Фрагментом из рассказа «Митькин заработок» («Рабочий путь», 4 сентября 1927 г.) является сценка «Приходы и расхо ды Степашки», место и время публикации которой в комментариях не указано. Рас сказ «Симу» впервые опубликован в одном из январских номеров «Рабочего пути», а не в журнале «Сибирские огни», как это утверждается в примечаниях. Не установле но место публикации рассказа «Алимжан», хотя он был опубликован на страницах все той же газеты в 1926 году. Хотелось бы видеть в книге А. Сорокина больше материалов, ранее не публиковав шихся. Архив писателя таковыми распола гает. Безусловный интерес читателя вызва ли бы афоризмы А. Сорокина. Они помогли бы шире представить творческий диапазон сибирского автора. А многие из афоризмов проливают свет на некоторые обстоятель ства жизни писателя. Ограничимся лишь одной записью из сотни имеющихся в архи ве: «Мания величия свойственна только глупцам. Мудрые же скромны и сознают свое ничтожество, и, если вынуждены гово рить о своем величии, то это только теат ральное представление» '. В заключение следует заметить, что пер вая книга избранных сочинений Антона Со рокина — заметное явление в литературной жизни Сибири. Хочется надеяться, что книга, . созданная по совету Горького, про изведет действие, о котором мечтал в свое время один из мемуаристов А. Сорокина: «Издание его книг с совершенной очевид ностью обнаружит, что в его лице литера тура потеряла чрезвычайно своеобразного писателя. Тогда, несомненно, рассеется пред ставление о Сорокине как о человеке, пора женном «манией величия». М а р к С е р г е е в МЕДЛЕННЫЙ ЧИСТЫЙ ОГОНЬ О аполыхали осенним холодным огнем леса над Ангарой. И все же сентябрь минувшего года был на удивление тепдым. В последний его день в руках у любителей поэзии оказалась книга в белом супере, на котором—тонкая, с тронутыми краснотой листьями, веточка и название: «Сентябрь». И, словно бы стараясь не отстать от щед рой и на удивление мягкой осени, автор пишет: Я поняла, что греет не огонь, пусть полыхает он себе из печи, а чья-то добротой согретая ладонь, доверие, расправившее плечи. Это новая книга Елены Жилкиной 1 2. Да, «Сентябрь»! Время собирания пло дов, время зрелости, время, когда начина ешь ценить тепло, когда очищаешься от су- 1 Гос. архив Омской обл., ф. 1073, оп. 1 ед. хр. 249. 2 Е л е н а Жи л к и н а , - Сентябрь. Иркутск. Вост.-Сиб. кн. изд., 1966. 12 Сибирские огни № 10 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2