Сибирские огни, 1967, № 10
анализ некоторых произведений А. Сороки на. Однако впервые эта трудная проблема целостного анализа творчества А. Сорокина, связанная с большими библиографическими разысканиями и кропотливым архивным ис следованием рукописей и документов, была решена литературоведом и критиком Еф. Бе леньким позднее — в шестидесятые годы. Обстоятельно и живо написанным критико биографическим очерком Еф. Беленького и открывается ныне изданная книга А. Соро кина. Много любопытных фактов из жизни А. Сорокина, неповторимых черт его лично сти и своеобразия творческой манеры откро ет для себя читатель в разделе очерков и воспоминаний, написанных страстно и прав диво писателями и поэтами, знавшими А Сорокина. «У него было большое сердце настоящего гуманиста»,—отмечает Н-. Анов. С. Марков хорошо видит, что жизнь его старшего товарища по перу отнюдь не ис черпывается странными выходками, она к тому же исполнена удивительного трудолю бия. М. Никитин касается своих встреч с писателем и пытается определить важней шие особенности творческой манеры А. Со рокина. Ему удается в своем очерке разга дать некоторые «фокусы»’ сорокинских рас сказов, построенных нередко на «голой идее». Увлекаясь доказательством правиль ности своей мысли, писатель нередко забы вал о соответствии ее жизненным фактам. В этом смысле М. Никитин и говорил об отсутствии четвертой стены в некоторых рассказах А. Сорокина. Статья Л. Мартынова «Дон-Кихот си бирской литературы», давшая название все му разделу, интересна прежде всего тем, что автор ее устанавливает прямую связь между страстью А. Сорокина к скандалам и той капиталистической действительностью, которая давила сибирского писателя боль шую часть его жизни. Жаль, что составите ли книги обошли своим вниманием извест ный очерк Вс. Иванова «Антон Сорокин», опубликованный года три тому назад в жур нале «Огонек». Работа эта, несомненно, до полнила бы какими-то живыми черточками портрет А. Сорокина. Над составлением книги работал не один человек, но, очевидно, и для коллектива со ставителей чрезвычайно сложной задачей оказался отбор произведений А. Сорокина для сборника. Ведь в него нужно быпо включить наиболее характерное, отобрать самое важное из 2000 произведений (если верить этой цифре, которую называл сам А. Сорокин), созданных сибирским автором за четверть века своей литературной дея тельности. Думается, что те 26 произведений, кото рые собраны в книге под общим названием «Напевы ветра», дают довольно полное представление о творческом лице А. Соро кина. Прав был В. Зазубрин, когда говорил об А. Сорокине как о большом мастере, ко торый «умеет дать живые, сочные... образы и убедить ими читателей» Сказы и прими тивы А. Сорокина о жизни угнетенных в прошлом народностей полны подлинно на родных мотивов, как полны ароматом вет ры, гуляющие по необозримым хакасским степям Один из рассказов так п называет ся «Запах родины». Ничто не может вер нуть защитника народного Каскыр-бая на родину, гонцы ни с чем уходили от него дважды. И вот один из посланцев привез с собой «запах родины — траву джуусан», и тогда не осталось у героя сил противить ся: запах родины оказался сильнее любви, и Каекыр-бай вернулся г своему народу. Лейтмотив многих дооктябрьских произ ведений А. Сорокина — золото. Для писа теля —.это самое большое зло. Оно делает мать убийцей своего ребенка («Мать»), оно ввергает народы в братоубийственную вой ну, оно уродует и убивает мысль писателя, лишает его возможности быт.з правдивым и искренним («Свободное слово»), оно, нако нец, накапливает в человеке яд большей силы, чем весенний яд фаланги («Офар- яд»). Писатель не видел путей борьбы с «желтым дьяволом», хотя никогда не терял веры, что он будет побежден. Очевидно, по этому выглядит столь непосредственно, да же наивно, фантастическая сценка «Даф- тар», где сделана попытка показать то вре мя, когда над землей взошло «солнце извечной' правды и любви»: «Бросил мужик горсть золотых, и упали они на черную рыхлую землю, и казались желтыми плев ками на черной земле. Запел песню мужик и стал продолжать свою работу». Бесхитростными песнями, исполненными благодарности «самому большому челове ку», звучат «Сказы об Ильиче». Симу, ге рой одноименного рассказа, «хорошо понял, что тунгусам другую жизнь дал Ленин», и решил искусный рыбак самого крупного осетра отвезти в Москву в подарок Лени ну. Хоть и поздно приезжает Симу в столи цу, умер Ленин, но встречи с людьми помо гают ему многое понять и осмыслить. Ничего особенного не происходит как будто и в сказе «Песня о живом кургане Азах». Джигиты, освобожденные от уплаты калыма, воздвигают курган в память о че ловеке, давшему народу счастливую жизнь, Курган растет, и кажется он созданием мощного великана, а великан тот —благо дарный народ степей. Непосредственной искренностью народной легенды, значитель ной мыслью и большим теплом согреты эти миниатюры о Ленине. Особые напевы ветра, несущие тревоги и большие надежды на скорые перемены, слышатся в произведениях А. Сорокина о гражданской войне. В них чаще выдвига ются на первый план не забитые и угнетен ные люди, а сильные и гордые герои. Певец Байман (рассказ «Дуана Байман»), несмот ря на угрозы белогвардейского атамана, бросает ему в лицо правдивые слова: «Чем больше горя будет вами сделано, тем боль- 1 «Рабочий путь», № 78, 6 апреля 1927 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2